Организатор рассылки - сайт Gopal.ru
Посетите его разделы!


Проза
[Романы,повести]
[Рассказы]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[В. анекдоты]
[Программы]

Поэзия
[Стихи-2003]
[Стихи-2002]
[Стихи-2001]
[Стихи-2000]
[Стихи-199x]
[Песни]

Разное
Об авторе
С чего начать?
Что нового?
Гостевая
Вопрос-Ответ
Скачать сайт
Концепция сайта
Условные знаки
Схема сайта
Рейтинг
Форумы
Rambler's Top100

выпуск 47 ---"Литература для души"--- выпуск 47


Сегодня в номере:
- Интересная история
- О редкоиспользуемых сервисах сайта Gopal.ru
- Продолжение автобиографии
- С наступающим праздником!
- Новое на сайте


Афоризм выпуска:

* * *
Лучше человеку исполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие.
* * *
Бхагавад-Гита, 18.47

История (обязательно прочитайте!)

Хотел написать большое вступление о необходимости варнашрамы и так далее, но потом передумал. В следующий раз. Не хочется портить своими словами ваше впечатление от прочитанного ниже. Когда говорит отец, ребенок затыкается, что я и делаю, предоставляя вам возможность насладиться катхой из уст моего дорогог Гурудева! (рекомендуется читать всем, не зависимо от вероисповедания)

Жил на земле праведный брахман по имени Кашьяпа. Он изучил все священные писания и мог их грамотно объяснять. Ежедневно он погружался в поклонение Господу Нрисимхе и совершение ягьи. Каждое утро и каждый вечер он совершал подношение жертвенному огню. Он принимал гостей и служил другим брахманам.

Жену Кашьяпы звали Савитри. Она была женщиной возвышенного склада ума; ее почитали за ее благородные качества характера, и она всегда прилежно служила своему супругу. Благодаря своему целомудрию и преданности Савитри могла видеть и ощущать то, что недоступно чувствам других людей.

Великий брахмачари

В провинции Кошала жил брахман по имени Яджнашарман. У него была верная и праведная жена по имени Рохини. Характер Рохини и ее целомудрие были безупречны. Спустя какое-то время после их женитьбы Рохини родила сына. Как это предписано в Ведах, Яджнашарман провел все необходимые очистительные церемонии, связанные с рождением сына. Мальчика назвали Девашарман. Когда ребенку исполнилось восемь лет, отец провел обряд вручения ему священной нити брахмана (упавита-самкара) и начал обучать его Ведам.

Когда Девашарман закончил изучение Вед, отец неожиданно умер. Скоропостижная смерть Яджнашармана оказалась тяжелым ударом для сына и матери. Девашарман провел погребальные обряды в согласии с наставлениями святых людей и священных писаний. После этого он отправился в странствие по святым местам. Вскоре слава Девашармана как великого брахмачари разнеслась повсюду. Девашарман не имел постоянного места жительства и перемешался из одного селения в другое. Он жил за счет милостыни, всегда повторял ведические мантры и проводил жертвоприношения. Тем временем Рохини, чей муж умер, а единственный сын вел образ жизни аскета, влачила жалкое существование: ей не на что было жить, и о ней некому было позаботиться.

Однажды в ходе своих путешествий Девашарма пришел на берег одной реки и принял в ней омовение. Расстелив на земле мокрую накидку, чтобы она просохла, он сел и погрузился в медитацию. В это самое мгновенье подлетела ворона и вместе с ней цапля; схватив накидку Девашармы, они взмыли вверх. Увидев это, Девашарма разгневался и с яростью в голосе проклял несчастных птиц. Птицы бросили накидку и опорожнились на нее. Девашарма разгневался еще больше, и птицы в то же мгновенье превратились в горсть пепла. Когда Девашарма увидел, какой силой обладают его слова, он возгордился, решив, что во всем мире нет человека, равного ему в могуществе, обретаемом силой аскезы.

Лелея в душе подобные сладкие мысли, Девашарма покинул берег реки и отправился в близлежащую деревню просить милостыню. Случилось так, что он пришел как раз в тот дом, где жили брахман Кашьяпа и его праведная супруга Савитри. Девашарман подошел к двери и, постучавшись, спросил о милостыни. Однако, в это время Савитри служила своему супругу, накрывая на стол. Хотя Савитри увидела странника у дверей дома, она не могла оставить своего мужа. После того, как брахман Кашьяпа поел, Савитри омыла теплой водой его стопы и только после этого вышла из дома, чтобы подать милостыню Девашарме.

Девашарма, которого заставили ждать так долго, был вне себя от ярости. Он красными от гнева глазами смотрел на Савитри и был готов вот-вот проклясть ее. Видя такое поведение брахмачари, Савитри, улыбнувшись, сказала ему: "О гневливый мудрец! Я не ворона и не цапля, что упали замертво на берегу реки в результате твоего проклятья. Если ты хочешь, чтобы я дала тебе милостыню, веди себя достойно". С этими словами Савитри протянула Девашарме милостыню, и Давашарма, сдержав гнев, молча покинул это место. Возвращаясь на берег реки, он размышлял о том, каким образом благочестивая женщина узнала о гибели двух птиц. Оставив горшок для милостыни на берегу реки, Девашарма вернулся в деревню. В это время Кашьяпа, муж Савитри, ушел из дома, и она поела. Подойдя к дому Савитри, брахмачари обратился к ней: "О, благословленная женщина, скажи мне, каким образом ты смогла обрести силу, позволяющую получать знание, недоступное чувствам?"

Дальновидный совет

Праведная и преданная женщина Савитри ответила: "О, брахман, мистическая сила, которой я обладаю, пришла ко мне благодаря внимательному и последовательному соблюдению обязанностей верной жены. Служение мужу является религиозной обязанностью женщины. О, благородный брахман, всю свою жизнь я строго следовала этому обету. По правде говоря, помимо этого я не знаю больше ничего. Я обрела особую мистическую силу лишь по одной причине: день и ночь без всякого отдыха я служила своему супругу, с любовью и нежностью заботилась о нем. Дорогой брахман, если ты того желаешь, я расскажу тебе нечто особенное. Слушай меня внимательно. Твой отец был брахманом, который жил за счет милостыни. Он обучил тебя Ведам. Когда твой отец умер, ты провел необходимые погребальные обряды. После этого, оставив свою пожилую овдовевшую мать, ты пришел сюда. Ты ходишь и собираешь милостыню, думая лишь о своем пропитании, в то время как твоя мать живет одна без всяких средств к существованию. Разве ты не знаешь о том, что она выносила тебя в своем лоне? Потом, когда ты появился на свет, она заботилась о тебе и воспитывала тебя. Разве ты не знаешь об этом? Когда ты был маленьким и несмышленым, она мыла тебя, после того, как ты опорожнялся и мочился. Разве ты не знаешь об этом? Забыв о своей матери, ты живешь в лесу и совершаешь аскезы. О, брахман, как тебе не стыдно?! И что ты намереваешься обрести в результате всех своих аскез?!

Ты пренебрег своей матерью и оттого из твоего рта исходит дурной запах. Знай: вся сила, которой ты обладаешь, пришла к тебе лишь благодаря самскарам (благоприятным ритуалам), совершенным для тебя твоим отцом.

О, злой грешник, совсем недавно, без всякой на то причины, ты силой своего проклятия сжег двух невинных птиц. В результате этого поступка все последствия твоих религиозных действий - аскез, посещений святых мест, омовений в святых реках, медитации и жертвоприношений, - утратили силу. О, брахман, тот, кто позволяет своей матери жить в нищете, проживает свою жизнь напрасно, исчерпывая запас своего прошлого благочестия; но тот, кто относится к своей матери со всем почтением, и кто всегда защищает и бережет ее, обретет благие плоды, как в этой, так и в следующей жизни.

О, брахман, немедленно отправляйся к своей матери и спаси ее жизнь. Защитив ее, ты совершишь самую высшую из аскез. Оставь гнев, ибо он разрушает все плоды твоей праведной деятельности. Помимо этого ты должен искупить грех убийства двух птиц. О, брахмачари, если ты хочешь обрести счастье, последуй моему совету". Произнеся такие слова, Савитри замолчала.

Девашарман сказал: "О госпожа, пожалуйста, прости меня за то, что я с гневом посмотрел на тебя. О праведная жена брахмана, каковы будут мои обязанности после того, как я исполню свой долг перед матерью? Что я должен буду делать для того, чтобы достичь цели человеческой жизни?"

Триданди-санньяса

Праведная Савитри ответила брахману. "Послушай меня, о достойный брахмачари, я расскажу тебе о том, что ты должен будешь делать для обретения высшего блага. Живи рядом со своей матерью и поддерживай ее за счет милостыни, которую будешь собирать. Одновременно с этим совершай обряды для искупления греха убийства двух неповинных птиц. В стране Кошала живет достойная девушка, рожденная в семье брахмана. Она должна стать твоей женой. Когда ты вернешься домой, ее отец встретится с тобой и предложит тебе ее руку. Прими его предложение. Эта девушка родит тебе сына, который продолжит твой род". После этого Савитри сказала брахману: "По прошествию некоторого времени, твоя жена оставит мир; когда это произойдет, прими триданди-санньясу. Если ты станешь должным образом следовать обетам саннъяса-дхармы, по милости Господа Нрисимхадевы ты быстро достигнешь обители Бхагавана Вишну".

Я поведала тебе об этом, поскольку ты меня попросил. Если ты веришь моим словам, тогда последуй моему совету; если же ты не имеешь веры и мои слова, тогда поступай так, как тебе угодно".

Брахман Девашарман сказал: "О праведная женщина, я обязательно тсполню твое указание: я вернусь к своей матери и сделаю все остальное, о чем ты мне рассказала".

Произнеся такие слова, Девашарман отправился домой. В отчем доме, свободный от гнева и иллюзии, он посвятил себя заботам о матери. Вскоре он женился, и жена родила ему сына. Когда жена покинула мир, Девашарман стал странствующим монахом-отшельником. Он обрел равное видение и не больше не видел разницы между булыжником, драгоценными камнями и золотом. Прошло совсем немного времени и, обретя милость Господа Нрисимхадевы, он вознесся в духовный мир.

Кто-то может спросить: почему брахмачари, посвятивший себя духовной аскезе, должен был вернуться домой и служить своей матери? Разве человек, строго следующий религиозным обетам, не освобождается от всех своих материальных обязательств? Разве не об этом говорит "Шримад-Бхагаватам" (11.5.41): "Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов перед полубогами, мудрецами, обычными живыми существами, членами своей семьи, всем человечеством и предками".

Следует ясно понять, что данное указание "Шримад-Бхагаватам" предназначено лишь для тех людей, кто всецело предался Господу. Хотя могло показаться, что брахмачари Девашарман ведет чистый и религиозный образ жизни, его поведение все еще оставалось на материальном уровне: посредством своих аскез, отречения и посещения святых мест, он хотел обрести материальное благочестие; уйдя из дома, он не преследовал цели достижения Верховного Господа, не искал общения с трансценденталистами и не стремился найти прибежище у истинного духовного учителя. Несмотря на то, что брахмачари считал себя свободным от всех обязательств, связанных с материальным миром, все его действия не были духовными, и он продолжал оставаться на материальной платформе. Именно поэтому он не должен был оставлять свои материальные обязанности, таких, как, например, забота о матери.

Говоря точным языком определений, Девашарман имел веру (шраддху) в мирскую благочестивую деятельность (карму). Это называется карма-адхикара. Однако он еще не обладал верой в путь чистого преданного служения (шуддха-бхакти). То есть у него не было бхакти-адхикары. Если человек, обладающий карма-адхикарой, оставляет обязанности Варнашрама-дхармы, он навлекает на себя последствия греха. Именно по этой причине благочестивая женщина Савитри, обладающая даром ясновидения, посоветовала брахмачари Девашарману вернуться домой.

В "Шримад-Бхагаватам" (11.20.9) Господь Кришна говорит Уддхаве: "До тех пор, пока человек не избавился от стремления к материальной деятельности и материальным наслаждениям, пока он не обрел веру в путь чистого преданного служения Господу Кришне, начинающийся со слушания о Нем и прославления Его имен, игр и качеств, он должен прилежно исполнять все предписания кармы (благочестивой религиозной деятельности) в рамках Варнашрама-дхармы".

В следующей главе Одиннадцатой Песни "Шримад-Бхагаватам" (11.21.2) сказано: "Праведен тот человек, который исполняет обязанности, соответствующие его квалификации (адхикара). Тот же, кто берется за исполнение обязанностей, не соответствующих его адхикару, повинен в грехе".

О том же самом говорит "Бхагавад-гита" (18.47): "Лучше человеку исполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха".

Когда Девашарман, поняв свою ошибку, стал действовать согласно принципам Варнашрама-дхармы, он постепенно развил в себе истинное отречение. Он принял санньясу и в конце своей праведной и гармонично выстроенной жизни достиг духовной обители Господа.

Таков путь к совершенству.

О разных разностях

Если кто не знает, у нашего сайта есть форум, на котором изредка бывает что-то интересное. Почему я решил сегодня об этом упомянуть? Просто скоро я запущу новый проект (фактически, он уже действует, но в тестовом режиме. Кто найдет - будет молодец), который сделает для меня наличие форума на сайте неактуальным. Поэтому, кто не был, заходите, почитайте, пока форум еще действует.

Обновилась страничка с архивом рассылки. Архив у меня так далеко запрятан, что до него только через три щелчка мыши можно добраться. Кто не был, заходите, там есть ссылки на все прошедшие номера рассылки.

Почему-то совсем не посещается страничка с рейтингом по количеству отзывов.

Напомню, что у кого интернет, как у меня, по карточкам, могут скачать весь сайт Gopal.ru в одном файле с этой странички и читать все спокойно, без подключения к интернет.

Автобиография (продолжение)

Все еще продолжаю писать автобиографию. Какой-то роман с продолжением получается, ей-богу! Выложен новый кусочек на 10 килобайт. В рассылке не помещаю, а то она и так большая сегодня. Желающие могут почитать на страничке биографии. В новом кусочке рассказывается, как я познакомился с вайшнавизмом.

Страничка с биографией.

У вайшнавов на днях большой праздник. Говардхана-пуджа называется!

Все кришнаиты, наверное, уже в предвкушении, как они будут растаскивать огромный холм и есть его! Эх, а смысл-то праздника не в этом, а в том, что Гиридхари - это харидаса-варья, и в том, что только соприкоснувшись с лучшим их харидасов, можно стать хоть каким-то... дасом... Хотя, что уж тут поделаешь, если в нашем понимании соприкоснуться - это съесть! :) Впрочем, чего это я раворчался, будто сам не буду. Еще как буду! Хотя предпочел бы, чтобы все это поедание сопровождалось хоть какой-нибудь хари-катхой до или после :( Нет, пора заткнуться, пока окончательно не разворчался.

С наступающим праздником, дорогие вайшнавы! Для многих он один из самых любимых в году. А для меня еще и очень грустный. Тем не менее, я всегда буду вспоминать этот удивительный холм, у подножия которого во Вриндаване оставил частичку своего сердца. И завтра вместе со всеми вами я буду обходить вокруг Него и с надеждой и внутренним плачем повторять и повторять: ниджа-никата-нивасам дехи Говардхана твам... Ниджа-никата-нивасам дехи Говардхана твам!..

Рекомендуется почитать:
- Странное прославление Говардхана,
- Дамодараштака-даршана.

Обновления: парочка новых стихов

Решил к празднику хоть что-то новое выложить. Выложил. Ссылки давать не буду, так как стихи сугубо и только "для своих". А свои найдут и без ссылок.

* * *

ПОДПИШИТЕ на нашу рассылку своих друзей!
"Мастерская творчества" - литература для души


(с) Все права принадлежат сайту Gopal.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz