Организатор рассылки - сайт Gopal.ru
Посетите его разделы!


Проза
[Романы,повести]
[Рассказы]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[В. анекдоты]
[Программы]

Поэзия
[Стихи-2003]
[Стихи-2002]
[Стихи-2001]
[Стихи-2000]
[Стихи-199x]
[Песни]

Разное
Об авторе
С чего начать?
Что нового?
Гостевая
Вопрос-Ответ
Концепция сайта
Условные знаки
Схема сайта
Рейтинг
Форумы
Rambler's Top100

выпуск 36 ---"Литература для души"--- выпуск 36


Сегодня в номере:
- О конкурсе рецензий, рецензия-победитель
- Итоги конкурса


Афоризм выпуска:

* * *
Всякий слышит лишь то, что понимает.
* * *
Плавт

Отзыв победителя конкурса

Наконец-то я могу подвести итоги конкурса рецензий на произведения сайта Gopal.ru Конкурс был объявлен бог знает сколько времени назад в поза-позапрошлом номере рассылки. Но из-за резкого отъезда, я не смог объявить победителей вовремя и продлил конкурс. И не зря! За время моего отсутствия появилось несколько замечательных рецензий! С одной из них мне даже захотелось вас познакомить. Она достаточно глубокая и притом с юмором, правда, с каким-то саркастическим. Это отзыв на один из последних моих стихов "Взаперти". Чтобы не заставлять читателей лезть на сайт, я помещу его целиком прямо в рассылке. Без этого вся прелесть нижеприводимой рецензии не будет понятна. Вначале, я принялся было комментировать отзыв, но потом передумал, и оставил, как есть. Но это не означает, что я со всем согласен, и автор рецензии все правильно расшифровал! Например, меня особенно возмутили инсинуации на счет "злобного Господа" :) Все-таки не удержусь и отмечу, что в сердце помимо Бога много еще кого и чего обитает... Итак, стих и отзыв-победитель нашего конкурса!

В темной комнате девочка плачет,
И за окном только темная ночь.
Где-то светает, и встречу назначит
Крик одинокий, несущийся прочь.

Крик одиночества... Жалкая участь
Быть одному среди моря людей.
Кто остановит морскую текучесть?
Капля одна? После летних дождей?

Девочка плачет. Она в океане.
Темная ночь: ни звезд, ни огней.
Только как будто на злом барабане
В сердце играет какой-то злодей.

Шум океана: волна за волною, -
Люди приходят, уходят, живут.
Только они, как и девочка, стонут,
В комнатах темных по волнам плывут.

Где-то светает, но в море тоскливом
Вечная тьма одиноких сердец.
В комнатах темных у окон фальшивых
Девочки плачут и ждут свой конец.

Это и в самом деле, похоже на стихотворение. Но что-то я не понял концепции стиха.

А можно в стихе покопаться? Думаю, можно, раз он выставлен на всеувиденье.

В стихотворении очень хитрая "география", построенная на углублении или, если хотите, Zoom-эффекте.

1. Тёмная ночь.
2. Во мраке ночи - океан.
3. В океане - волны.
4. В волнах - комната.
5. В комнате - девочка.
6. В девочке - сердце.
7. В сердце - злодей.

Потом как бы отъезд камеры, зеркальный эффект и приумноженный повтор:

4. В волнах - комнаты.
5. В комнатах - люди-девочки.
6. В них - сердца.
7. В сердцах - темнота.

Этакое погружение. Причём заметьте, соблюдён древний закон оккультистов: что снаружи, то и внутри. Тёмная ночь и темнота сердца. С чего сюжет начинается, к тому и возвращается. Но если снаружи и в начале темна ночь, то к концу стиха внутри темна уже вечность. Это уже новый, продвинутый уровень темноты. И девочек тоже становится много, что, по-видимому, говорит о некотором прогрессе (?)...

Каково настроение стиха? По нескольким словам: "плачет", "жалкая участь", "стонут" и "в море тоскливом" - можно заключить, что настроение неудовлетворенное. От чего неудовлетворенности? Ну, это ясно. От того, что темно. Есть ли выход? Выход из комнаты, из волн, из ..., из темноты? Из названия следует, что нет. Что-то невнятно насчёт "фальшивых окон". (Фальшивые окна, около которых плачут девочки - это у меня ассоциируется с телесериалами, за которыми просиживает так много людей. Но это тут не совсем к месту.) Через фальшивое окно, наверное, нельзя вылезти наружу. Насчёт дверей не сказано. Но если они и есть, то всё равно из названия следует, что всё заперто. Т.о. девочка физически обусловлена комнатой. Кажется, это тоже важная проблема, потому как эта обусловленность вынесена в название стиха. Но поскольку тема запертости особо не обыгрывается, то и никаких интересных выводов сделать не получится.
Хотя есть два намёка, подающие слабую надежду: "где-то светает" и намёк на назначенную встречу. Но под конец чётко говорится, что девочки сидят внутри своих комнат и никуда выбираться не собираются.

Интересен звуковой ряд произведения.
1. Перманентное стенание. Это вначале плач одной девочки. Но к концу стиха это уже множественные стоны и всхлипы (прогресс плохого настроения).
2. Раздавшийся поначалу одинокий крик в ночи, назначивший встречу, тут же уносится прочь. Здесь слово "прочь" указывает то ли на очень далёкое место встречи, то ли на удалённость того, с кем надо встретиться, то ли на удаляющуюся надежду на встречу. То, что "крик ... встречу назначит" указывает, что это не просто крик, а зов, призыв, обращённый к кому-то.
3.а) Стук сердца девочки перерастает в
3.б) бой барабана, который в свою очередь превращается в
3.в) шум океана.
А вот эта метафора заслуживает более подробного рассмотрения.
По другим стихотворениям мы уже знаем, что для автора сердце - источник всяких звуков, всхлипов, стонов и заявлений. И причиной всего этого шума является обитающий в сердце Господь. Но в данном стихе автор даёт довольно неожиданную оценку Господу, сравнивая сердце со "злым барабаном", на котором тот играет, а его самого - со "злодеем". Т.е. здесь Господь выступает не в роли тихого неслышного голоса, а как довольно сильный враг.
Далее бой "злого барабана" Господа продолжается шумом волн в океане. Что за океан? Как поясняет сам автор, это "море людей". (Девочка сравнивается с каплей.) Что такое волны океана? Автор опять сам всё разжёвывает: приход-уход, короче, жизнь. И этот людской океан бытия автор именует "тоскливым морем", выражая своё к нему отношение. Автору явно этот океан не очень симпатичен. Заметим, что классическая индийская метафора предлагает искать переправу через этот неудобоваримый океан. Автор тоже не ограничивается простым недовольством, но высказывает неслыханные революционные идеи: "КТО ОТСТАНОВИТ морскую ТЕКУЧЕСТЬ?"!!! Т.е. мало будет выбраться из моря. Автору надо уничтожить саму суть моря! Это при том, что девочка сидит сиднем в комнате, которая в море, которое в темноте. Так вот о чём она плачет, вот о чём был её одинокий зов. Надо остановить океан! (Правда, не совсем понятно, зачем - светлее-то не станет. Но может быть, просто уже тошнит от этой качки?) Какая же сила может это сделать? Автор намекает: не "что", а "кто". Это личная сила. И если посмотреть на масштаб, то это явно личность божественного уровня. Похоже, зов девочки обращён к Господу...

Уф. Ну вот. Кажется, мы докопались до основного конфликта в стихотворении. Это образ Господа, который выступает в двух ипостасях:
1) злой мучитель (создатель волн океана бытия)
2) желаемый потенциальный избавитель (разрушитель океана бытия)
(Эту же двойственность можно заметить и в двусмысленной формулировке фразы: "Тёмная ночь: ни звёзд, ни огней. Только ... злодей.", где слово "только" можно при желании понимать и как противопоставление и как сопоставление. Т.е. Господь то ли соучастник темноты ночи, что уместно для "злодея", то ли, наоборот, нарушает её своей "игрой".)

Господь в роли злодея создаёт шум океана, играя на барабане-сердце. Если он перестанет играть - сердце остановится. Вот почему в этом сюжете стремиться некуда. Девочкам остается сидеть и ждать, когда вместе с сердцем остановятся волны океана и дилемма будет успешно разрешена. Нет девочки - нет и проблемы! Т.е. получается, что ожидаемые встреча - там, за последней чертой. А здесь, в океане - темнота и одиночество. "Вечная тьма" - это тьма длиною в человеческую жизнь (век). А рассвет - это что, отход в мир иной?
В таком контексте "крик несущийся прочь" можно понимать также как "последнее издыхание", которое и "назначит встречу". А слова "жалкая участь" смахивают на некролог.

Неужели и вправду всё так погано?
-----------------------------------------------------------------------
Это такое вот изыскание вышло. Правда, боюсь, что потаенный смысл, до которого я добрался - это не совсем то, что хотел показать автор... А "скрытые значения на двух уровнях" до меня так и не дошли :(
Ну и ещё пара замечаний.

О воде. Конечно, море - это уже много воды. Но когда куча народу плачет - это тоже много воды. Нельзя говорить наверняка, но есть вероятность, что это море - просто море слез. Если такое предположение верно, то для устранения нежелательных волн было бы достаточно всего лишь перестать плакать. Но это не так-то просто. Людям нравится плакать и жалеть себя. А ведь если не будет моря слёз - будет сухо. Ритм сердца уже не будет мутить воду и нагонять волну. Одной проблемой было бы меньше.

Вторая проблема - темнота. Электричества в океане не проведено, лампочку не зажжешь. Ну что тут сказать. Вспоминаются пионерские времена. Если я буду хныкать, если ты будешь хныкать, если мы будем хныкать вместо того, чтобы гореть - кто же, в самом деле, тогда будет рассеивать тьму? Кто знает, если бы девочки перестали плакать, может они стали бы гореть? (В сыром виде это вряд ли у них получится.) Ну да это уже посторонняя философия.

Ах, да. Чуть самое главное не забыл сказать. (Вернее, я уже сказал, но надо енто в словах определить.) Зря Вы все толкаете в массы свои пессимистические идеи. Стих у Вас, по-моему, вышел достаточно сильным. Но сила эта направляется куда-то не туда. Ну вот укрепите Вы у человека в подсознании образ темной комнаты. И что? И зачем?..

Вот такой отзыв одного из наших победителей (см. ниже). Правда, замечательный? А какие замечательные образы - "перестать плакать, чтобы уничтожить океан", "высохнуть, чтобы начать гореть" и другие! А насчет последнего абзаца... И чего это меня периодически в пессимизме обвиняют? Меня, отъявленного оптимиста! Безобразие. Надо это дело исправлять и что-нибудь этакое, оптимистическое выложить. Вот, кстати, скоро выложу новую сказку. Называется очень просто и мило - "Лошадка". И все, наконец, увидят, что никакой я не пессимист, вот. О! Я даже вам самое-самое начало сказки сейчас напишу, в качестве анонса, так сказать: "У одного бедного крестьянина была лошадка. И он ее очень любил. Потому что у него больше никого и ничего не было. И лошадка крестьянина тоже, наверное, любила, но так как лошадки говорить не умеют, она никогда не говорила своему хозяину, что любит его. Но крестьянин верил, что любит. Потому что для любви не надо слов. Даже для лошадиной...". Видите, как все мило и оптимистично. А вы говорите, пессимист-пессимист...

Результаты конкурса

Наконец-то я с большим удовольствием могу объявить о победителях нашего конкурса! Читателей, которые выполнили условие (написать не менее трех отзывов за период конкурса) оказалось не много, так что почти не пришлось применять лотерею для определения победителей. Ими стали. Ту-ту-ту-ту!

Tanch, конкурсные отзывы:

Serge, конкурсные отзывы:

Isabel, конкурсные отзывы:

Также большая благодарность всем остальным участникам конкурса: Катьяяни, Владу, Йашоде, Петру, Владимиру и всем-всем-всем, кто следил за его развитием. Всем большое спасибо. Ваши отзывы, даже "ругательные", очень вдохновляют!

Трем победителям был обещан приз: любой диск с сайта BhaktiCD. Заходите, качайте каталог, выбирайте диск, пишите мне на е-майл ваш выбор и почтовый адрес.

На сайт BhaktiCD приглашаются не только победители! :) Заходите! Весь доход от продажи дисков идет на поддержание сайта Gopal.ru

* * *

ПИШИТЕ!

ПОДПИШИТЕ на нашу рассылку своих друзей!
"Мастерская творчества" - литература для души

 

(с) Все права принадлежат сайту Gopal.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz