Организатор рассылки - сайт Gopal.ru
Посетите его разделы!


Проза
[Романы,повести]
[Рассказы]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]

Поэзия
[Стихи-2003]
[Стихи-2002]
[Стихи-2001]
[Стихи-2000]
[Стихи-199x]
[Песни]

Разное
Об авторе
Клуб читателей
С чего начать?
Что нового?
Гостевая
Вопрос-Ответ
Скачать сайт
Концепция сайта
Условные знаки
Схема сайта
Рейтинг
Форумы

 

Rambler's Top100

выпуск 88 ---"Литература для души"--- выпуск 88
архив избранных выпусков рассылки


Сегодня в номере :
- Рама-навами - Явления Господа Рамы (18.04.05)
- Тексты о Раме и Спутниках с сайта Gopal.ru


Афоризм выпуска:

* * *
Рамаяна будет жива до тех пор, пока на земле есть горы и реки...
* * *
Вальмики

Идеалы Рамаяны

В понедельник вайшнавы отмечают День Явления Шри Рамачандры...

Даже обычные люди не могли не слышать о Нем или по крайней мере о "Рамаяне". Да, это произведение одно из древнейших на Земле, но оно не устаревает, потому что говорит о самом важном для человеческого общества - о Дхарме. Возможно, для человека, как индивидуальности, может быть что-то выше Дхармы... Для кого-то это кама, наслаждения, для кого-то - артха (экономический прогресс), для кого-то мокша - осовобожение из материального мира, а для кого-то и парамартхика, как для вайшнавов. Но для человеческого общества в целом нет и не может быть ничего выше, чем дхарма! Для любой социальной ячейки, начиная с семьи и кончая государством, нет ничего превыше дхармы, ибо только она дает "допуск" ко всем остальные целям! (Кроме парамартхики, которая не зависит ни от чего, в том числе и от дхармы, хотя даже для достижения парамартхики дхарама может стать очень большой поддержкой). Невозможно чисто наслаждаться, не соблюдая дхармы. Невозможно быть по-настоящему преуспевающим адхармику, невозможно достичь освобождения, не отдав свой долг дхарме...

"Рамаяна" всегда будет актуальной для тех, кто хочет жить чисто и счастливо даже в этот век поголовно несчастных людей, одурманенных безумными идеями, собственной глупостью и развращенностью века Кали.

Пусть о идеалах и смысле "Рамаяны" в аспекте дхармы расскажет тот, кто разбирается в этом лучше меня. Я наткнулся на эту статью очень своеобразно... Мне было грустно и тоскливо, как иогда бывает в этом ненастоящем мире. Я работал с очередной порцией электронной почты, когда вдруг паралельно в строке Яндекса набрал: "мать Сита спаси меня", надеясь, что Она пошлет мне какие-то слова утешения... Первой в списке ссылок оказалась ссылка на мое собственное стихотворение "Мать Сита" (см. в конце рассылки), а чуть ниже - статья, которую я вам и представляю с небольшими корректировками, которые я был вынужден внести, чтобы убрать налет чуждого вайшнавам умонастроения.

Прославленные идеалы Рамаяны

Священная поэма Рамаяна – это воистину Веды, сошедшие с небес на землю. Веды не отличаются от Рамаяны. Настоящая человечность заключается в понимании этого факта.

Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругна – это четыре сына Дашаратхи.

Сегодня из-за влияния Кали Юги среди братьев одной семьи нет единства. Конфликты между ними ведут к беспорядкам. В противоположность этому Рама, Лакшмана, Бхарата и Сатругна имели между собой полное единство. Своим единством они восхищали других. Даже в детстве, в играх, каждый стремился к победе другого. Как-то четыре маленьких брата играли вместе. Сразу же после этого Бхарата прибежал к матери и начал плакать. Она спросила его: «Бхарата, что случилось? Ты проиграл?» Бхарата ответил: «Мама, я был бы счастлив, если бы проиграл, но когда я уже почти проиграл, Рама как-то ухитрился проиграть сам и сделать меня победителем. Я огорчён из-за поражения моего старшего брата». Что за пример братской любви!

Когда Лакшмана без сознания пал на поле битвы, Рама был сражён горем. Он относился к Лакшмане как к самой своей жизни. Он причитал: «Если бы я поискал во всём мире, то смог бы найти такую мать, как Каушалья, и такую жену, как Сита, но не такого благородного брата, как Лакшмана. Какой смысл в этой жизни без Лакшманы?» Четыре брата имели между собой такое единство, гармонию и любовь.

Когда Бхарата вернулся из королевства Кекаи, он узнал от мудреца Васишты, что Рама ушёл в изгнание и не вернётся в течение долгих четырнадцати лет. Он был безутешен. Он пришёл к мудрецу, выразил ему своё уважение и сказал: «Почтенный наставник! Я не хочу этого королевства, которое стало причиной ссылки моего брата Рамы. Только Рама, как старший сын, может править этим королевством. Поэтому прямо сейчас я отправляюсь в лес, чтобы поклониться Раме и уговорить Его вернуться и взять на себя правление Айодхой». Подобным образом, каждый из четырёх братьев был готов к любому пожертвованию ради другого.

Для того, чтобы защитить слово, данное его отцом, Рама был готов уйти в изгнание. Он облачился в одежду из коры деревьев и пришёл в резиденцию матери Каушальи, чтобы получить её разрешение. Мать Каушалья не знала о неожиданном повороте событий и с нетерпением ожидала прибытия Рамы. Она с восторгом думала о предстоящей коронации Рамы и ожидала, что Он придёт в королевском платье. Она очень сильно забеспокоилась, увидев Раму и Ситу в одежде из коры деревьев. «Рама, разве такую одежду ты должен носить в день своей коронации?» Рама с улыбкой ответил: «Мама, я коронован отцом как властелин леса. Я иду в лес, чтобы защитить мудрецов и святых, страдающих из-за демонов. Поэтому, будь добра, не возражай Моей священной миссии. Я должен послушаться приказа отца». Сказав так, Он простёрся перед матерью и попросил её разрешения проследовать в лес. Услышав слова Рамы, мать Каушалья была вне себя от горя. Она взмолилась ему: «Сын мой, Ты говоришь только о том, чтобы слушаться отца, но как насчёт матери? Я – лучшая половина Твоего отца, поэтому ты обязан слушаться так же и меня. Я не буду препятствовать Твоему уходу в лес, но позволь мне тоже сопровождать Тебя. Я родила Тебя в результате множества суровых аскез, которые совершала в течение многих лет. Я не могу жить без Тебя даже минуты». Рама успокоил её, сказав: «Мама, ты не должна оставлять своего мужа в столь преклонном возрасте. Он сгорит в огне разлуки со Мной. Поэтому ты должна утешить и успокоить его мягкими словами. Это твой первейший долг. Для жены муж – это Бог. Он для неё единственное прибежище». Сита, которая стояла рядом, слышала весь этот разговор. Она сразу же спросила Его: «Рама, разве Дхарма не одна и та же для всех женщин? Разве может быть одна Дхарма для твоей матери и другая для меня? Ты велел мне оставаться и смотреть за Твоими родителями. Теперь Ты говоришь своей матери, что служение мужу – первейший долг жены. Разве это не относится ко мне?» Мать Каушалья была тронута аргументами Ситы. Она сказала Раме: «Сын мой, для каждой женщины Дхарма одна и та же. Мне суждено страдать подобным образом. Но зачем Ты заставляешь страдать Ситу, оставляя её в Айодхье? Она отказалась от всего и решила идти за Тобой в лес. Не разочаровывай её, возьми её с собой. Заботиться о ней – это Твой долг». Из этого эпизода можно очень хорошо понять благородство и широту души матери Каушальи.

День рождения Рамы отмечается, для того чтобы напомнить нам идеалы, установление для нас Рамой, Лакшманой, Бхаратой и Сатругной, а также Каушальей, Сумитрой и Кайкеи. Мудрец Васишта заявлял: «Рамо Виграхаван Дхармах (Рама – воплощение Дхармы). Он описывал Божественную форму Рамы Пумсам Мохана Рупая (Тот, чей облик пленяет всех). «Рама, красота и привлекательность, которой Ты наделён, не ограничены только Твоей физической формой. Твоя бесконечная любовь и сострадание дали Тебе этот полный блаженства облик. Даже мужчины пленяются Твоим обликом. Ты – персонификация Сат-Чит-Ананды». Так мудрец Васишта восхвалял славу и величие Рамы. Вам повезло, что вы можете слушать эти священные истории о Раме и воспевать Его славу.

Как Я уже говорил в начале, Бог сияет во вселенной, а вселенная в Боге. Взаимоотношения между Богом и вселенной близкие и неразделимые. Рама означает «тот, кто восхищает». Он присутствует во всех. Ишвара Сарва Бхутанам (Бог – обитатель всех существ). Ишьявасьям Идам Джагат (вся вселенная пронизана Богом). Сахасра Ширша Пуруша Сахасракша Сахасра Пад (У Бога тысячи голов, глаз и ног). В те дни население мира насчитывалось тысячами. С течением времени население разрослось с тысяч до миллионов и от миллионов до миллиардов. Сегодня население мира возросло до шести миллиардов. Все формы принадлежат Богу.

Не только четыре брата, но и их жёны демонстрировали великие идеалы. Сита была дочерью короля Джанаки. Урмила, Мандави и Шрутакирти были дочерьми его младшего брата. Они были женщинами безукоризненного характера и были наделены совершенной непривязанностью. Они относились к счастью других как к своему собственному. Когда Рама уходил в лес, Сита настояла на том, чтобы сопровождать Его. Она сказала: «Свами, Ты пришёл для спасения человечества. У меня тоже есть роль в этой драме. Как я могу оставаться здесь, когда Ты уходишь в лес, отказавшись от всего?» Она сняла с себя все свои украшения, облачилась в одежду из коры деревьев и последовала за Рамой.

Жена Лакшманы, Урмила, была очень хорошим художником. Не зная о случившемся, она рисовала картину коронации Рамы. Она была глубоко погружена в работу, когда вошёл Лакшмана и позвал её громким голосом. Она испугалась и вскочила, нечаянно разлив на картину баночку с краской. Она огорчилась от того, что картина была испорчена. Тогда Лакшмана заметил: «Коронация Рамы, которая должна была принести мир и процветание, сорвалась из-за Кайкеи, а я испортил картину, которую ты рисовала». Он сообщил ей, что он будет сопровождать Раму и Ситу в лесу, чтобы служить им, и сказал ей, что вернётся только через четырнадцать лет. Она нисколько не была обеспокоена этим решением, а наоборот, была счастлива и призывала его служить Раме и Сите со всей преданностью. Боль и наслаждение, горе и счастье следуют одно за другим, поэтому нужно относиться к ним невозмутимо.

Наслаждение и боль, добро и зло сосуществуют, и никто не может их разделить. Вы не можете обрести наслаждение или боль, добро или зло по отдельности. Наслаждение приходит, когда трудности приносят свои плоды. (цитата из поэмы на телугу)

Лакшмана попрощался со своей женой и пошёл к Сумирте за её благословением. «Су-митра» означает хороший друг. Её характер был достоин её имени. Когда Лакшмана рассказал ей о своём решении сопровождать Раму и Ситу в лес, она, как благородная мать, была очень счастлива. Она не переживала из-за того, что ни один из её сыновей не будет править королевством. Лакшмана служил Раме, а Шатругна служил Бхарате. Сумитра думала, что ей повезло иметь сыновей, которые служат Раме и Бхарате. Такие у неё были благородные чувства. Где Бог, там и Его преданный. Победа обеспечена, когда Бог и преданный вместе. Сумитра сказала Лакшмане: «Сын мой, быть в обществе Бога – это величайшее богатство». Поэтому она сразу же дала Лакшмане своё разрешение сопровождать Раму и Ситу.

Когда Рама пришёл к Каушалье, чтобы попрощаться с ней, она рыдала: «Сын мой, ты оставляешь меня в Айодхье со всем её королевским комфортом и уходишь в лес (Аранья), чтобы вести жизнь, наполненную трудностями». На это Лакшмана, стоявший рядом с Рамой, сказал: «Мама, Айодхья без Рамы – это лес, а лес, где находятся Рама и Сита, - это Айодхья. Рама и Сита – мои родители. Я буду служить им и проведу моё время в блаженстве».

Не только между братьями, но и между их супругами было великое понимание и единство. Они являются идеалами для каждой семьи. Есть ли сейчас такая семья, где нет вражды между жёнами братьев? Есть ли такая семья, где братья живут в единстве и не ссорятся из-за раздела собственности? Нигде мы не найдём такую идеальную семью. Этот век Кали стал веком Калаха (раздоров). В таком случае Рамаяна сияет как маяк для каждой семьи. Как братья и сёстры должны вести себя? В Рамаяне мы видим демонстрацию подобных великих идеалов. Не достаточно только прочитать Рамаяну: вы должны впитать в себя её идеалы. Рамаяна превосходит барьеры времени, пространства, каст и религий. Во всех нациях, во все времена и при любых обстоятельствах единство – самое важное, чтобы реализовать свою жизнь. Даже звери и птицы живут между собой в единстве. В них нет эгоистической жажды накопительства. Сегодня мы видим в человеке такие дурные наклонности, которых нет даже в птицах и животных.

В семье Дашаратхи не было ни разу никакой ссоры. Вы можете спросить: «Разве Кайкея не была ответственна за семейный конфликт, который привёл к изгнанию Рамы в лес?» Нет. Это не был конфликт вообще. На самом деле Кайкеи была глубоко привязана к Раме и любила Его даже больше своего сына, Бхараты. Но её ум был отравлен из-за плохого общества Мантары. Поэтому сказано: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Даже у Мантары был хороший характер, она просто исполняла свою роль как следствие того происшествия, которое случилось в её предыдущей жизни. Она была тогда оленем и играла со своим мужем в лесу, когда туда приехал король Кекайи на охоту. Он увидел, как пара оленей играла друг с другом. В попытке поймать их, он убил оленя-самца, выстрелив из лука. Олениха была сражена горем. Отправившись к матери, она пожаловалась о той жестокости, которую совершил король. Мать утешила её, сказав: «Дитя моё, боль и наслаждение, добро и зло сосуществуют в этом мире, поэтому мы должны с невозмутимостью противостоять превратностям судьбы. Ты можешь пойти к королю и искать справедливости». Олениха отправилась к королю и излила своё горе словами: «О король! Мы вели свою жизнь в мире и блаженстве. Ты причинил мне несказанное горе, убив моего мужа. Ты уничтожил мою жизнь». Король с грустью сказал: «Никто не может избежать последствий своих действий. Ты горюешь о смерти своего мужа, я также могу понять агонию твоей матери, потерявшей своего зятя. В следствии того когда-нибудь мне тоже придётся страдать от потери моего зятя». Олениха родилась как Мантара и стала причиной смерти Дашаратхи, который был зятем короля Кекайи.

Эта жизнь – океан с волнами единения и разлуки. Каждый должен пройти через превратности судьбы. Такова природа Правритти (внешнего пути). В жизни есть другой аспект, т.е. Нивритти (внутренний путь). Ребёнок идёт к матери и говорит: «Я хочу есть». Мать, следующая внешнему пути, говорит: «Дитя моё, иди и поешь. Твой голод будет утолён». Это Правритти Дхарма. Но мать, следующая внутреннему пути, не просто скажет: «Иди и поешь», она посоветует ребёнку, когда и какого рода пищу он должен поесть. Если вы голодны, не ешьте всё подряд, не выяснив, полезна ли эта пища для вашего здоровья. Мать Нивритти посоветует вам есть такую пищу, которая наделит вас хорошим здоровьем. Даже Веды имеют дело с принципами Правритти и Нивритти. Можно иметь желания, но они должны быть под определённым пределом, они должны быть основаны на истине и праведности. Не ешьте всё подряд; не говорите всё подряд, что придёт вам в голову; подумайте, перед тем как что-то говорить. Это некоторые из уроков, которым Рамаяна учит человечество. Вот почему Рамаяну сравнивают с Ведами. Она в прекрасной форме учит аспектам Нивритти и Правритти. Правритти – это Свабхава (природа) Пракритти. Нивритти – это Свабхава (форма) Атмы. Нивритти расширяет наш кругозор, в то время как Правритти делает противоположное. Поэтому мы должны основывать всю нашу деятельность на Нивритти.

Рамаяна учит каждого индивидуума принципам Дхармы и пути долга. Прошли века и эпохи, но Рамаяна остаётся всё так же актуальной, указывая человечеству путь истины и праведности. Даже сегодня мы думаем о персонажах Рамаяны с уважением и почтением. Очень хорошо вы можете понять её значение. Нет нравственности превыше той, которая описана в Рамаяне. Рамаяна должна быть объектом нашего поклонения (Параяны). В вашем сердце должны воцариться принципы Рамы, и тогда вы обретёте блаженство.

Реализуйте принципы Рамаяны в своей повседневной жизни. Слушайтесь команд Господа Рамы. Мы отмечаем сегодня Рама Навами, для того чтобы вы поняли и приняли принципы Рамаяны. Не достаточно, если празднование ограничивается только тем, что вы кушаете сладкий рис и другие угощения.

Мудрец Валмики заявлял, что Рамаяна будет жива до тех пор, пока на земле есть горы и реки. Вы можете удивиться, какая связь между Рамаяной и горами и реками. Горы символизируют мужчин, а реки символизируют женщин. Пока на свете есть мужчины и женщины, слава Рамаяны будет продолжать озарять мир. Женщин сравнивают с реками, потому что они символизируют жертвенность. Они текут непрерывно, утоляя всем жажду.

Рамаяна устанавливает людям великие идеалы. Люди должны размышлять об этих великих идеалах и следовать им. Свадьба Рамы и Ситы проводилась в Митхиле со всей пышностью и торжеством. Люди пели песни, зазывая всех на Божественную свадьбу Рамы и Ситы.

Пойдёмте, пойдёмте, чтобы увидеть
Божественную свадьбу Рамы и Ситы,
Большая заслуга увидеть эту свадьбу.
Жизни тех, кто видел эту свадьбу,
будут спасены.
О пойдёмте все,
Чтобы увидеть святую свадьбу.
Рама, сидящий на слоне,
Сияет ослепительно.
Мать Сита сидит рядом с ним,
Им прислуживают братья.
Рама и Сита с улыбкой спросят у нас,
Как мы поживаем;
Что ещё мы можем желать в этой жизни!
Пойдёмте скорее
На божественную свадьбу Рамы и Ситы!
(поэма на телугу)

Люди пели подобные песни, радуясь свадьбе Рама и Ситы. Жители Айодхьи и Митхилы были счастливы. Город Митхилапура был погружён в пышное празднование. Божественная свадьба принесла радость всем. История Рамы полна таинства, святости и блаженства.

История Рамы не древняя, она вечная и всегда актуальная. В ней много благости. Наполните свои сердца священными идеалами Рамаяны! Откажитесь от ненависти и разногласий! Живите в мире и гармонии! Когда вы будете непрерывно медитировать на Раму, вы обретёте великую радость и восторг.

Сатья Саи, перевод с английского Эльвиры Зиннуровой.

 

Рама, Сита и Хануман...

Там, где только преданность и дружба,
Там, где каждый любит навсегда.
Мир, где нет иллюзии натужной...
О мать Сита, разбуди меня!..

У меня есть тексты, посвященные Раме и Его спутникам... Так получилось, что таких текстов у меня больше, чем вайшнавских стихов и прозы, посвященных кому бы то ни было еще. Сегодня есть благоприятный повод, чтобы прочитать или перечитать их.

Пьеса Сита-Рама, История разлуки - это мое самое любимое и сокровенное произведение. Разумеется, сокровенность закрыта под семь замков... Когда-то, чтобы в доступной форме выразить, что оно для меня значит, я говорил девушке, которой симпатизировал, что если она поймет этот текст, то поймет и меня. И что девушку, которая действительно сумеет понять глубинный смысл этого теста, я не глядя готов взять в жены. :) Последнее предложение я из скромности, правда, не сказал, но подумал :)

Мать Сита - стихотворение, которое очень дорого мне. Оно было написано при удивительных обстоятельствах и обладает какой-то силой дарить утешение в тяжелые периоды моей жизни. Пусть Мать Сита прольет Свою милость на всех, кто с чистым сердцем думает о Ней и обращается к Ней.

Сердце Ханумана - баллада о Божественной обезьяне. Хануман - это идеальный слуга, образец преданности Раме и Сите, Божественной Чете...

Джанаки Ма - недавно написанное стихотворение с молитвой в адрес Сита-дэви, которую часто называют Джанаки по имени Ее отца, Джанаки означает "дочь Джанаки Махараджа".

Впечатления с прошлого Рама-навами.

 


Моя книга в интернет-магазинах:

Купить на Озоне.

Купить на Букс.ру (возможен наложенный платеж и доставка в любую страну мира)

* * *

ПОДПИШИТЕ на нашу рассылку своих друзей!
"Мастерская творчества" - литература для души


(с) Все права принадлежат сайту Gopal.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz