Организатор рассылки - сайт Gopal.ru
Посетите его разделы!


Проза
[Романы,повести]
[Рассказы]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[В. анекдоты]
[Программы]

Поэзия
[Стихи-2003]
[Стихи-2002]
[Стихи-2001]
[Стихи-2000]
[Стихи-199x]
[Песни]

Разное
Об авторе
С чего начать?
Что нового?
Гостевая
Вопрос-Ответ
Скачать сайт
Концепция сайта
Условные знаки
Схема сайта
Рейтинг
Форумы
Rambler's Top100

выпуск 43 ---"Литература для души"--- выпуск 43


Сегодня в номере:
- Разорванное облако
- Новый рассказ на сайте


Афоризм выпуска:

* * *
Прогресс наук и машин - это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека.
* * *
Эннио Флайано

Как трудно быть посередине!

Я устал говорить на темы брака, прощения, трудоголизма и прочего материализма... Можно я сегодня расскажу о том, что мне самому интересно? :) Сегодняшний выпуск рассылки получился серьезней, чем обычно, так что рекомендую читать его на свежую голову.

Неделю назад на лекции возник вопрос: почему люди, достаточно давно занимающиеся духовной практикой, вдруг начинают чувствовать какую-то потерянность, и даже говорят, что обычные материалисты счастливее их... Что лучше бы всего этого не знать, и быть в невежестве, как все. Горевать, когда приходит горе, радоваться, когда приходит радость. Жить как все, одним словом. Что это за сомнение? Что это за период в жизни практикующего?

Я стал думать, и первое, что мне пришло в голову, это знаменитый вопрос Арджуны из шестой главы Бхагавад-Гиты:

"О Кришна, разве человек, сошедший с духовного пути, не лишается и духовного и материального успеха и не исчезает, подобно разорванному облаку, не имея прибежища ни в том, ни в этом мире? В этом заключается мое сомнение, о Кришна, и я прошу Тебя рассеять его полностью. Нет никого, кроме Тебя, кто может это сделать".

И я хотел было уже просто процитировать ответ Кришны:

"О Арджуна, трансценденталист идущий по духовному пути и совершающий благоприятные действия, не встречает гибели ни в материальном мире, ни в духовном. Друг Мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро. Неудачливый йог после многих и многих лет счастливой жизни на планетах, где обитают праведные существа, рождается в семье добродетельных людей или же в богатой аристократической семье. Или, если он потерпел неудачу после долгих занятий йогой, он рождается в семье трансценденталистов, мудрость которых несомненно велика. Разумеется, такое рождение редко кому достается в этом мире. Родившись в такой семье, он возрождает божественное сознание своей предыдущей жизни и пытается пойти дальше и достичь полного успеха, о сын Куру. Благодаря божественному сознанию своей предыдущей жизни, он естественным образом привлекается принципами йоги, даже и не ища их. Такой жаждущий знания трансценденталист всегда стоит выше ритуальных правил писаний. И когда йог с искренним усердием стремится ко все большему совершенству, очистившись от всякой скверны, он, в конце концов, после многих и многих жизней, заполненных занятиями йогой, достигнет высшей цели".

Прекрасный, вдохновляющий ответ, но на лекции я не стал так отвечать. Потому что понял подоплеку вопроса. Сейчас я своими словами опишу проблему. Когда человек начинает заниматься любой духовной практикой, он очень вдохновлен. Контраст между бессмысленной жизнью материалиста и жизнью трансценденталиста (пусть и начинающего) слишком велик. Человек полон надежд и веры на скорый успех. Ему кажется, что вот-вот, и он уже станет святым, достигнет духовного мира или пойдет пешком по воде... Но время идет, а по воде ходить так и не получается... Зато практикующий начинает замечать другие изменения. Он вдруг с ужасом начинает понимать, что духовная практика не так привлекательна, как в начале (так как исчез эффект новизны), но самое страшное - уже совсем не привлекательно то, что приносило удовлетворение и счастье раньше! Как мне рассказывал один переставший практиковать кришнаит: "Раньше я был счастлив, придя вечером с работы домой, выпив бутылочку пива, посмотрев телевизор и ночью ********* жену! Потом я связался с вами [кришнаитами], и тоже был счастлив, потому что считал себя не таким, как все, свысока смотрел на окружающих, которые только и знают счастья, что выпить, посмотреть телевизор и потрахаться. Потом я понял, что в кришнаизме мне ничего не светит, и я захотел вернуться к старому счастью... Да, сейчас, как и раньше, я пью свое пиво, смотрю телевизор и ******** жену... Но! Раньше мне это приносило хотя бы удовольствие, а сейчас мне это все противно, и я занимаюсь этим, только потому, что ничего другого нет!.." И подобные жалобы довольно типичны. Не только у кришнаитов. Я привожу пример с ними, потому что мне это больше знакомо. Но это общий закон для любой подлинной духовной практики: человек, почувствовавший даже капельку высшего вкуса, вкуса духовного развития, теряет способность наслаждаться "как все". Но беда в том, что настоящий духовный вкус - это не фунт изюма, его нельзя купить в магазине, и он не развивается за пару-другую лет "практики". За это время можно потерять способность наслаждаться материальным счастьем, но обрести духовное - нет. Поэтому рано или поздно практикующий вдруг начинает ощущать себя чем-то вроде зависшего, разорванного облака, которое зависло между небом и землей, и не может найти прибежище ни внизу, ни вверху. У такого человека остались привязанности к материальному счастью, хоть он и не может больше им наслаждаться (а только пытаться, каждый раз разочаровываясь), но и духовное счастье для него пока еще слишком теоретическое. И что ему делать? Так и висеть, подобно разорванному облаку?

Таков, вкратце, был вопрос, поднятый на лекции. Ответ Кришны из Бхагавад-Гиты очень вдохновляющ, потому что говорит, что любое продвижение по духовному пути, даже самое незначительное, не будет потеряно. Даже после смены тела. Но мне захотелось понять, почему все-таки этот тяжелый период в жизни верующего, период "разорванного облака", как я его называю, все-таки неизбежен. И на лекции я рассказал одну историю из Упанишад. Чтобы не терять времени, я ее быстро воспроизведу в изложении БВ Госвами:

"Некий брахман заблудился в джунглях. Продираясь через чащу, он незаметно для себя вышел к заросшему обрыву и нечаянно сорвался с него. От страха он лишился памяти, но не расшибся, потому что упал в натянутую под обрывом сеть. Сеть развесили охотники, у которых недавно умер вождь. По древнему обычаю, новым вождем племени должен был стать тот, кто сорвется с обрыва и попадет в сеть. Брахмана принесли в деревню, женили и сделали новым вождем. Он не очень сопротивлялся, потому что не помнил, кто он такой, откуда и куда держал путь. Потихоньку он выучил новый язык и вместе со всеми стал танцевать по вечерам у костра.
Некоторое время спустя на поиски пропавшего в джунгли отправился его старший брат. Он прошел тем же путем и сорвался с того же обрыва. Так как сети уже не было, он сильно расшибся, но не умер. Старшего брата подобрали те же охотники и принесли отхаживать в свою деревню. Выздоровев, он уже собрался возвращаться домой, когда увидел своего любимого брата. Обрадованный, он бросился к нему на шею, но младший брат не узнал его. Более того, он забыл язык, на котором некогда изъяснялся, поэтому старшему брату никак не удавалось объяснить ему причины своей радости. Однако старший брат не отчаивался. Он решил остаться в деревне и стал каждый день навещать своего брата. Мало-помалу звук родного голоса и забытые слова стали пробуждать памяти младшего брата смутные воспоминания. В один прекрасный день он вдруг все вспомнил: он вспомнил, что он брахман, а не вождь племени охотников, он вспомнил о своей родной семье, об отце-брахмане, о том, куда он шел и что делал в другой жизни. Но к тому времени ему уже понравилось быть вождем охотников, понравилось жить с молодой женой, плясать по вечерам перед костром, командовать своими подданными и жарить на огне свежее мясо. Он не мог так сразу бросить свою новую жизнь, но и от прежней жизни отмахнуться тоже не мог. Смущенный и опечаленный, он погрузился в молчание, не зная, что делать дальше".

Понимаете глубокий смысл этой истории? Все мы подобны этому младшему брату. Мы попали в этот сумасшедший материальный мир и стали здесь "вождями дикарей". И мы были счастливы. У нас есть прекрасная жена-дикарка, у нас есть подданные, а по вечерам мы скачем у костра и жарим на нем мясо. Это обычная жизнь современного человека. Но тут приходит откуда-то старший брат и говорит, что на самом деле ты не дикарь, ты чужой в этом лесу. У тебя есть прекрасный дом, пойдем со мной!.. И мы слушаем его, и через некоторое время вдруг понимаем, что он говорит правду. И младший брат уже готов идти за старшим, готов вернуться домой, к духовной реальности, но он не может оставить свою жизнь в племени дикарей. Она уже не будет приносить ему радости, потому что заблудший брат узнал о своей настоящей жизни, о своем настоящем доме, но он и не может просто так уйти о своей дикарки, от своих костров и жареного мяса. Потому что в конце концов, все это реально, прямо здесь и сейчас, а то, что говорит этот старший брат, хоть и лучше, но "где-то там"! И этот вождь дикарей уже не может наслаждаться как раньше плясками у костра и жареным мясом, но и не может пойти за старшим братом... Таково состояние разорванного облака. Печально, не правда ли?.. Каков же выход?

Об этом я расскажу как-нибудь в следующий раз, когда будет подходящее настроение. А то уже устал стучать по клавиатуре и пора ехать в храм.

Новый рассказ (вроде как анонс)

Вчера утром закончил новый рассказ. Сейчас вот отправлю рассылку, и возьмусь за его редактирование. К вечеру выложу на сайте. Для тех, кто знаком с моим творчеством, рассказ будет большой неожиданностью. Особенно после "Любви Богомола". Но это кажущаяся неожиданность...

Чтобы попытаться заинтриговать, помещу здесь два первых абзаца нового рассказа и ссылку на полный текст, который появится, напомню, только вечером!

Две половинки

Бывает любовь яркая и жгучая, словно вспышка молнии. Она поражает воображение и оставляет после себя раскаты грома, но ее время - лишь миг. Как молния лишь на секунду озаряет небосвод, так и быстрая любовь лишь вспыхнет и погаснет, словно ее никогда и не было. И только раскаты боли будут отдаваться в сердце. Потому что молния - это не свет, а всего лишь вспышка света, и страсть - это не любовь, а всего лишь...

Но бывает другая любовь. Тихая и надежная, словно свет полной луны.

Луна не такая яркая, как молния, и не такая красивая. Но на нее можно любоваться всю ночь, а не один миг... И она никогда не ударит и не обожжет, и гром не оглушит вас... Но молния появляется быстро, за мгновение, а полная луна рождается целый месяц. И так легко привлечься яркой вспышкой! А потом другой... И третьей... И четвертой... И вся жизнь будет похожа на грозу от вспышки до вспышки, между которыми приходится зажимать уши от непереносимого грома!.. Так легко любоваться быстрыми вспышками, и мы бежим за грозой, не желая ждать, когда рассеются тучи и на чистом небе взойдет полная луна, своим неярким светом принося покой и тихое счастье... Так трудно ждать. Так трудно терпеть. Долгие тридцать дней. До полнолуния...

Полный текст рассказа появится по этой ссылке ближе к вечеру, когда я вернусь из храма и обновлю сайт.

* * *

ПОДПИШИТЕ на нашу рассылку своих друзей!
"Мастерская творчества" - литература для души


(с) Все права принадлежат сайту Gopal.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz