Межрелигиозная дискуссия (отрывок из книги)
Сегодня я хочу познакомить вас с небольшой, но достаточно интересной
беседой. Она интересна не только содержанием, но и тем, что в ней
участвовали представители сразу трех крупных религий... Тема обсуждения:
спасение :)
Сатьядхарма вичар. Аджмир, 1951 (хинди).
Пер. О.В.Мезенцевой.
Дискуссия об истинной вере (отрывок)
Встреча представителей трех вероисповеданий состоялась в марте
1877 г. в г.Чандапуре. Кроме Свами Дайянанды и Мунши Индрамани на
ней присутствовали преподобный Т.Г.Скотт, известный деятель епископата
из г.Барейли, автор нескольких памфлетов и комментариев к Библии,
а также священники Нобль, Паркер и Дж.Томсон. В дискуссии приняли
участие мавлави Мохаммад Касым - глава Арабской семинарии в Дели
и мавлави Сайид Абдул Мансур.
...В час дня все собрались снова, обсудили темы дискуссии и решили,
поскольку вопросов много, а времени для их обсуждения недостаточно,
рассмотреть только вопрос о спасении...
Свами Дайянанда Сарасвати: Мы называем спасением пребывание
в вечном блаженстве, наступающем после освобождения, то есть спасение
от всех страданий, которые существуют в мире, и достижение Сат Чит Ананды Парамешвары; невозвращение в мир смертей
и рождений и тому подобного и в океан страданий. Вот что такое спасение.
Как его можно достигнуть? Первая ступень к этому - праведное поведение,
оно должно показать, что праведная душа связана с Парамешварой...
Например, кто-нибудь совершил кражу, а правитель схватил его за
руку и спросил: "Ты украл или нет?" Человек говорит: "Нет,
я не воровал", но душа его говорит: "Да, я совершил кражу".
Когда кто-нибудь желает солгать, Парамешвара, обитающий в нем, предостерегает:
"Не поступай так, это плохо", [Парамешвара]
пробуждает чувство стыда, сомнения, страха и тому подобные в душе
человека. Когда же [он] творит доброе дело, [Парамешвара] наполняет
его душу блаженством, побуждает [человека] к такому поступку. От
исполнения благого деяния душа приобретает бесстрашие и ублаготворение...
Человек, поступающий недолжным образом, ослушивающийся установлений
Параматмана, никогда и никаким путем не достигнет спасения. Его
называют демоном, злодеем, дайтьей и низким человеком. Тому имеется
достоверное доказательство в ведах: "Тех, кто губит свою душу,
нарушает установления Параматмана, ведет
речи, противоречащие тому знанию, которым наделены их души, тех
называют асурами. ракшасами, злодеями, грешниками, низкими людьми
и тому подобными [недостойными людьми]".
Пути достижения спасения таковы:
1) праведное поведение;
2) приобретение знаний и защита истины, постигнутой освоением ведийского
знания, то есть знания, данного Ишварой;
3) общество знающих;
4) очищение ума, индрий и души от заблуждения с помощью йогических
упражнений, укрепление в истине и приращение знаний;
5) прославление Парамешвары, то есть его качеств; размышление о
качествах Парамешвары;
6) молитвы Богу...
Парамешвара, исполненный милосердия, дарит пребывание вблаженстве
от близости с ним той душе, которая чистым умом, жизненной энергией
и всеми силами прославляет Парамешвару...
Парамешвара своей ничем не ограниченной силой возносит дживу и
навсегда оставляет ее подле себя, освобождает от всех видов страданий,
если он видит, что праведная душа стремится к милосердному Парамешваре...
Священник Скотт: Пандитджи сказал, что спасение - это прекращение
всех страданий, я же говорю, что освобождение есть спасение от всех
грехов и достижение рая. Суть в том, что Ишвара создал Адама чистым,
но дьявол хитростью ввел его в грех, поэтому [человек] стал вечным
грешником. Как часовщик мастерит часы, а потом они идут сами, так
же и человек - [он] грешит из-за своего желания: совершив [грех],
он своими собственными [силами] не может достигнуть освобождения,
не может спастись от грехов. И невозможно достигнуть освобождения
без веры в могущественного Иисуса. Индусы говорят: "Кали-юга
портит людей, поэтому они не могут достигнуть спасения". Но
они смогут спастись, если поверят в Иисуса. В какую бы страну ни
приходил Иисус Христос, то есть куда бы ни приходило его учение,
там люди спасались от греха. Смотрите, где еще сейчас [отмечается]
рост благих и хороших качеств, кроме как у христиан? Я приведу вам
пример: в Англии жил один человек... Он пьянствовал, воровал и творил
другие дурные дела, а когда поверил в Иисуса Христа, освободился
от всего дурного. И я сам, поверив в Иисуса
Христа, достиг освобождения и спасения от всех дурных поступков.
Освобождение невозможно достигнуть поведением, противоречащим заповедям
Иисуса. Поэтому всем нужно поверить в Иисуса Христа, только так
можно достигнуть освобождения и никак иначе.
Мавлави Мохаммад Касым: Мы не можем согласиться с тем, что
названные пандитомджи пути освобождения ведут к нему, потому что
[освобождение есть] желание Ишвары, он дает освобождение
тому, кому желает [его дать], и не приносит [освобождения], если
не желает. Подобно правителю, отпускающему того, с чьим преступлением
он примирился, и заковывающему в кандалы того,
чьим [преступлением] он недоволен. Он делает то, что хочет, поступает
в соответствии со своими желаниями. Нам не под силу знать, что будет
делать Ишвара. Но властителю нужно
верить. Наш пророк - наш сегодняшний властелин, освобождение достигается
лишь через веру в него... Освобождение зависит только от него.
Свами Дайянанда Сарасвати, отвечая священнику: Когда вы
говорили, что освобождение есть "спасение от грехов",
а не "освобождение от страданий", вы не поняли сути того,
что я сказал. Потому что немногим раньше я сказал, что "пути
к освобождению" включают в себя освобождение, избавление от
всех грехов и неправедных деяний. Плод дурных деяний называется
"страданием", то есть, если [вы] совершаете грех, [вы]
и не можете спастись от страдания...
Второе: Вы говорите, что Ишвара сотворил Адама чистым, но дьявол
ввел его в грех, и потому потомки [Адама] - грешники. Это не так,
ибо Ишвару мы считаем всесильным. Если же дьявол совращает Адама,
сотворенного чистым и безгрешным, и нарушает сложившийся порядок
во владениях Ишвары, то, значит, такой Ишвара вовсе не всесилен.
То, что сотворено Ишварой, никто не может погубить. Само [суждение]
о том, что согрешил один Адам, а все его потомки стали [считаться]
грешными, ошибочно: так не должно быть. Тот, кто согрешил, тот и
заслуживает страдания, никто другой страдать [за него] не может.
Ни один образованный человек [с вами] не согласится. Смотрите! Только
от Адама и Евы не мог появиться весь [человеческий] род, ведь супружество
брата и сестры - большой грех. Поэтому нужно согласиться с таким
[пониманием] - в начале творения Парамешвара создал много мужчин
и много женщин.
Если вы говорите, что дьявол ввел всех в грех, то я спрашиваю вас:
"Кто же ввел в грех его самого?". Если вы ответите, что
дьявол сам себя ввел в грех, то, значит, и все души могут сами себя
ввести в грех, тогда бессмысленно утверждать, что это сделал дьявол.
Если же вы скажете, что дьявола ввел в грех кто-то иной, то [я отвечу]:
ведь никто, кроме Ишвары, не [мог] ввести его в грех. А если сам
Ишвара ввел всех в грех, то, согласно вашему пониманию, не остается
никого, кто мог бы даровать [людям] освобождение, и никого, кто
мог бы освобождение получать. Ибо если Параматман вводит в грех,
то он не может быть избавителем от греха. Это противоречит природе
Параматмана, потому что он является хранителем справедливости и
творцом благих дел, он ублаготворяется благими деяниями. Он не приносит
[людям] страдание и не вводит их в грех. Смотрите! Удивительно,
что дьявол устроил такое смятение во владении Ишвары, и Ишвара не
наказал его, не предал смерти, не бросил в тюрьму; это [показывает],
что Параматман слаб, это говорит о том, что Параматман сам хотел,
чтобы произошло совращение. Потому [правильное понимание] не таково...
До тех пор, пока те, кто признает дьявола, не откажутся от этого,
они не смогут спастись от греха, поскольку рассуждают так: сами
мы не грешники, это дьявол совратил Адама и его потомство, а Параматман
ради спасения потомства Адама поднял на крест своего единственного
сына, чего же нам тогда бояться? Он простит своей милостью наш маленький
грех, потому что мы верим в Иисуса Христа, которому [Параматман]
дал рождение ради нашего избавления от грехов. Вот почему те, кто
верит в это, никогда не смогут освободиться от грехов. Вы правильно
привели пример с часами: каждый свободен в своих действиях, но заповеди
Ишвары состоят в том, чтобы исполнять благие дела, а не дурные.
Но вы неправы, говоря, что освобождение - это достижение рая и человек
не может [самостоятельно] достигнуть освобождения, избавившись от
грехов, ибо человеку, совращенному дьяволом, это не под силу. Потому
что человек свободен... и, избавившись от пороков, вы можете милостью
Параматмана достигнуть освобождения. И еще: Адам был изгнан из рая
за то, что вкусил плод: если в этом состоит его грех и он был за
него изгнан, то спрашиваю вас, стремящихся в этот рай: "Что
вы там будете есть? Не будет ли это грехом? Не будете ли вы изгнаны
из рая?" Поэтому ваше [понимание] нельзя признать правильным.
Ишвара в вашем понимании подобен человеку, то есть раз человек
не наделен всеведением, вашего Параматмана [следует] признать таким
же: оттого-то вы говорите о пророке и о свидетельстве. Но тогда
уничтожается божественность Ишвары. А он всеведущ и потому не нуждается
ни в пророке, ни в
свидетельстве. Ему не нужен ничей совет, совет нужен для незнающих.
Смотрите! По-вашему, получается, что Параматман несвободен, ибо
без свидетельства или совета Иисуса Христа он никого не может наградить
освобождением и сам ничего не ведает. В вашем понимании, знание
Параматмана ограниченно, значит, он никак не может быть всесильным
и всеведущим. Смотрите! Если он справедлив, то не может творить
несправедливость из-за какого-нибудь совета или неискренних молитв,
а если же он действует иначе, значит, его нельзя считать справедливым.
Когда вы говорите, что во владениях Ишвары есть ангелы, вы тем
самым приписываете Ишваре много слабостей. Потому что [если это
так], то Ишвара не является всепроникающим, ведь всепроникающий
не наделен телом... Из этого непреложно следует, что он не обладает
всемогуществом. Знание того, кто
наделен телом, ограниченно... И тогда нужно признать, что он подвержен
смерти и рождению. Нельзя никак согласиться с вашим пониманием,
что "Ишвара находится в одном месте, а ангелы пребывают в его
владениях". Иначе получается, что природа Ишвары ограниченна...
То, что священник сказал про кали-югу, неверно, ибо мы, арии, понимаем
кали-югу иначе. Доказательство тому есть в "Айттарейя-брахмане":
тот человек, что всегда творит адхарму и только на словах следует
дхарме, тот в кали-юге; тот, кто творит дхарму и адхарму поровну,
- тот в двапара-юге; творящий одну часть адхармы и три части дхармы
- в трета-юге; тот же, кто творит дхарму постоянно, - в сатья-юге.
Не зная этого, нельзя говорить истинно, потому что [суть в том],
что творящий дурные дела никогда не может избавиться от страданий,
тот же, кто говорит, что творит благие дела, может освободиться
от страданий, в какой бы стране он ни жил.
Может или не может Ишвара дать освобождение своим почитателям,
если они не верят в Иисуса Христа? Он может даровать спасение своим
почитателям разными способами, никакие пророки ему не нужны... Да,
поистине это так; когда в какой-нибудь стране Высший Пуруша, Параматман,
открывает свое учение, люди освобождаются там от грехов, возрастает
счастье, и [люди] становятся лучше. Это означает улучшение всего
людского мира, в таком вероучении нет корысти. Смотрите! Арии были
первыми [в мире], получившими поучение [Ишвары], и в те [давние]
времена они самосовершенствовались. По самым разным причинам знание
этого божественного поучения сейчас уменьшилось, но это [не означает],
что появились недостатки в самом арийском учении, оно продолжает
существовать от самого начала творения и до наших дней; учение во
многом не ухудшилось. Смотрите! Споры между христианскими и мусульманскими
общинами длятся на протяжении 1500 или 1800 лет, и в сравнении с
этим то изменение к худшему, что наблюдается в учении ариев за 1
360 852 976 лет, незначительно. Изменения же к лучшему ваших единоверцев
происходят совсем не из-за самого учения, а из-за парламента и тому
подобных учреждений, если не было бы их, то само вероучение не привело
бы к улучшению...
Отвечая мавлави: Неверно утверждать, что Ишвара делает то, что
пожелает: он обладает всей полнотой знания и всегда следует высшей
справедливости, а потому беспристрастен. Об Ишваре нельзя сказать:
"Он делает то, что хочет", ибо это означает, что он способен
сотворить и недоброе деяние, то есть от исполнения его желания может
появиться зло. Ишвара приносит освобождение тому, кто [сам] творит
свое освобождение. Он никому не дает освобождение без того, чтобы
человек не сотворил его сам. Причина этого в том, что Ишвара не
бывает несправедливым. [Если согласиться с тем], что Ишвара дарует
счастье или страдание тому, кому сам пожелает, то надо будет приписать
Ишваре несправедливость и другие пороки. Он никогда не поступает
так. Как светить и обжигать заложено в природе огня и огонь не может
проявить себя иначе, точно также и Параматман не может поступать
пристрастно, поскольку это противоречит его природе как справедливого.
Только Парамешвара испокон веков дарует спасение и никто иной. Ошибочно
думать, что кроме него существует кто-либо еще. Нельзя будет достигнуть
освобождения, если верить в существование какого-либо второго [Бога],
потому что [если признать], что Ишвара нуждается в чьей-либо помощи
для дарования [людям] освобождения или же приносит освобождение
в зависимости от того, что ему кто-нибудь скажет, то [следует] признать,
что Ишвара не свободен в даровании освобождения и, значит, не может
быть Ишварой... Меня очень удивляет [суждение] о лишенном жизни
Параматмане и приравниваемых к нему пророках, которые [якобы] могут
давать людям освобождение... Парамешвара сам может даровать освобождение
тому праведнику, который обеспечил себе освобождение собственными
деяниями, [Ишвара] не нуждается в помощи. Помощь нужна человеку...
[Ишвару] не ублаготворить не-истинным, он [не таков], чтобы, ублаготворившись
не-истинным, творить несправедливость. Он всегда [обладает] истинной
дхармой и истинной справедливостью и, преисполненый любви к своим
почитателям, дарует им сообразно [их заслугам] освобождение, навечно
оставляет их в вечном блаженстве, избавив их от страданий. В этом
нет никаких сомнений.
* * *
Новый рассказ на сайте
Выложен новый рассказ... "Чего
тебе?" называется. Он очень короткий, так что вы можете
его прочитать не напрягаясь. Но только от объема не напрягаясь,
а вот содержание...
Так же добавилось несколько текстов в раздел "Вайшнавские
анекдоты"...
* * *