Организатор рассылки - сайт Gopal.ru
Посетите его разделы!


Проза
[Романы,повести]
[Рассказы]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[В. анекдоты]
[Программы]

Поэзия
[Стихи-2002]
[Стихи-2001]
[Стихи-2000]
[Стихи-1999]
[Стихи-1996]
[Стихи-1995]
[Стихи-1994]
[Песни]

Разное
Об авторе
С чего начать?
Что нового?
Гостевая
Вопрос-Ответ
Концепция сайта
Условные знаки
Схема сайта
Рейтинг
Форумы
Rambler's Top100

выпуск 25 ---"Литература для души"--- выпуск 25


Сегодня в номере:
- дискуссия об истинной вере
- обновления на сайте Gopal.ru


Афоризм выпуска:

* * *
Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение.
* * *
Фридрих Ницше

Межрелигиозная дискуссия (отрывок из книги)

Сегодня я хочу познакомить вас с небольшой, но достаточно интересной беседой. Она интересна не только содержанием, но и тем, что в ней участвовали представители сразу трех крупных религий... Тема обсуждения: спасение :)

Сатьядхарма вичар. Аджмир, 1951 (хинди).
Пер. О.В.Мезенцевой.

Дискуссия об истинной вере (отрывок)

Встреча представителей трех вероисповеданий состоялась в марте 1877 г. в г.Чандапуре. Кроме Свами Дайянанды и Мунши Индрамани на ней присутствовали преподобный Т.Г.Скотт, известный деятель епископата из г.Барейли, автор нескольких памфлетов и комментариев к Библии, а также священники Нобль, Паркер и Дж.Томсон. В дискуссии приняли участие мавлави Мохаммад Касым - глава Арабской семинарии в Дели и мавлави Сайид Абдул Мансур.

 

...В час дня все собрались снова, обсудили темы дискуссии и решили, поскольку вопросов много, а времени для их обсуждения недостаточно, рассмотреть только вопрос о спасении...

Свами Дайянанда Сарасвати: Мы называем спасением пребывание в вечном блаженстве, наступающем после освобождения, то есть спасение от всех страданий, которые существуют в мире, и достижение Сат Чит Ананды Парамешвары; невозвращение в мир смертей и рождений и тому подобного и в океан страданий. Вот что такое спасение. Как его можно достигнуть? Первая ступень к этому - праведное поведение, оно должно показать, что праведная душа связана с Парамешварой... Например, кто-нибудь совершил кражу, а правитель схватил его за руку и спросил: "Ты украл или нет?" Человек говорит: "Нет, я не воровал", но душа его говорит: "Да, я совершил кражу". Когда кто-нибудь желает солгать, Парамешвара, обитающий в нем, предостерегает: "Не поступай так, это плохо", [Парамешвара] пробуждает чувство стыда, сомнения, страха и тому подобные в душе человека. Когда же [он] творит доброе дело, [Парамешвара] наполняет его душу блаженством, побуждает [человека] к такому поступку. От исполнения благого деяния душа приобретает бесстрашие и ублаготворение... Человек, поступающий недолжным образом, ослушивающийся установлений Параматмана, никогда и никаким путем не достигнет спасения. Его называют демоном, злодеем, дайтьей и низким человеком. Тому имеется достоверное доказательство в ведах: "Тех, кто губит свою душу, нарушает установления Параматмана, ведет речи, противоречащие тому знанию, которым наделены их души, тех называют асурами. ракшасами, злодеями, грешниками, низкими людьми и тому подобными [недостойными людьми]".

Пути достижения спасения таковы:
1) праведное поведение;
2) приобретение знаний и защита истины, постигнутой освоением ведийского знания, то есть знания, данного Ишварой;
3) общество знающих;
4) очищение ума, индрий и души от заблуждения с помощью йогических упражнений, укрепление в истине и приращение знаний;
5) прославление Парамешвары, то есть его качеств; размышление о качествах Парамешвары;
6) молитвы Богу...

Парамешвара, исполненный милосердия, дарит пребывание вблаженстве от близости с ним той душе, которая чистым умом, жизненной энергией и всеми силами прославляет Парамешвару...

Парамешвара своей ничем не ограниченной силой возносит дживу и навсегда оставляет ее подле себя, освобождает от всех видов страданий, если он видит, что праведная душа стремится к милосердному Парамешваре...

Священник Скотт: Пандитджи сказал, что спасение - это прекращение всех страданий, я же говорю, что освобождение есть спасение от всех грехов и достижение рая. Суть в том, что Ишвара создал Адама чистым, но дьявол хитростью ввел его в грех, поэтому [человек] стал вечным грешником. Как часовщик мастерит часы, а потом они идут сами, так же и человек - [он] грешит из-за своего желания: совершив [грех], он своими собственными [силами] не может достигнуть освобождения, не может спастись от грехов. И невозможно достигнуть освобождения без веры в могущественного Иисуса. Индусы говорят: "Кали-юга портит людей, поэтому они не могут достигнуть спасения". Но они смогут спастись, если поверят в Иисуса. В какую бы страну ни приходил Иисус Христос, то есть куда бы ни приходило его учение, там люди спасались от греха. Смотрите, где еще сейчас [отмечается] рост благих и хороших качеств, кроме как у христиан? Я приведу вам пример: в Англии жил один человек... Он пьянствовал, воровал и творил другие дурные дела, а когда поверил в Иисуса Христа, освободился от всего дурного. И я сам, поверив в Иисуса Христа, достиг освобождения и спасения от всех дурных поступков. Освобождение невозможно достигнуть поведением, противоречащим заповедям Иисуса. Поэтому всем нужно поверить в Иисуса Христа, только так можно достигнуть освобождения и никак иначе.

Мавлави Мохаммад Касым: Мы не можем согласиться с тем, что названные пандитомджи пути освобождения ведут к нему, потому что [освобождение есть] желание Ишвары, он дает освобождение тому, кому желает [его дать], и не приносит [освобождения], если не желает. Подобно правителю, отпускающему того, с чьим преступлением он примирился, и заковывающему в кандалы того, чьим [преступлением] он недоволен. Он делает то, что хочет, поступает в соответствии со своими желаниями. Нам не под силу знать, что будет делать Ишвара. Но властителю нужно верить. Наш пророк - наш сегодняшний властелин, освобождение достигается лишь через веру в него... Освобождение зависит только от него.

Свами Дайянанда Сарасвати, отвечая священнику: Когда вы говорили, что освобождение есть "спасение от грехов", а не "освобождение от страданий", вы не поняли сути того, что я сказал. Потому что немногим раньше я сказал, что "пути к освобождению" включают в себя освобождение, избавление от всех грехов и неправедных деяний. Плод дурных деяний называется "страданием", то есть, если [вы] совершаете грех, [вы] и не можете спастись от страдания...

Второе: Вы говорите, что Ишвара сотворил Адама чистым, но дьявол ввел его в грех, и потому потомки [Адама] - грешники. Это не так, ибо Ишвару мы считаем всесильным. Если же дьявол совращает Адама, сотворенного чистым и безгрешным, и нарушает сложившийся порядок во владениях Ишвары, то, значит, такой Ишвара вовсе не всесилен. То, что сотворено Ишварой, никто не может погубить. Само [суждение] о том, что согрешил один Адам, а все его потомки стали [считаться] грешными, ошибочно: так не должно быть. Тот, кто согрешил, тот и заслуживает страдания, никто другой страдать [за него] не может. Ни один образованный человек [с вами] не согласится. Смотрите! Только от Адама и Евы не мог появиться весь [человеческий] род, ведь супружество брата и сестры - большой грех. Поэтому нужно согласиться с таким [пониманием] - в начале творения Парамешвара создал много мужчин и много женщин.

Если вы говорите, что дьявол ввел всех в грех, то я спрашиваю вас: "Кто же ввел в грех его самого?". Если вы ответите, что дьявол сам себя ввел в грех, то, значит, и все души могут сами себя ввести в грех, тогда бессмысленно утверждать, что это сделал дьявол. Если же вы скажете, что дьявола ввел в грех кто-то иной, то [я отвечу]: ведь никто, кроме Ишвары, не [мог] ввести его в грех. А если сам Ишвара ввел всех в грех, то, согласно вашему пониманию, не остается никого, кто мог бы даровать [людям] освобождение, и никого, кто мог бы освобождение получать. Ибо если Параматман вводит в грех, то он не может быть избавителем от греха. Это противоречит природе Параматмана, потому что он является хранителем справедливости и творцом благих дел, он ублаготворяется благими деяниями. Он не приносит [людям] страдание и не вводит их в грех. Смотрите! Удивительно, что дьявол устроил такое смятение во владении Ишвары, и Ишвара не наказал его, не предал смерти, не бросил в тюрьму; это [показывает], что Параматман слаб, это говорит о том, что Параматман сам хотел, чтобы произошло совращение. Потому [правильное понимание] не таково... До тех пор, пока те, кто признает дьявола, не откажутся от этого, они не смогут спастись от греха, поскольку рассуждают так: сами мы не грешники, это дьявол совратил Адама и его потомство, а Параматман ради спасения потомства Адама поднял на крест своего единственного сына, чего же нам тогда бояться? Он простит своей милостью наш маленький грех, потому что мы верим в Иисуса Христа, которому [Параматман] дал рождение ради нашего избавления от грехов. Вот почему те, кто верит в это, никогда не смогут освободиться от грехов. Вы правильно привели пример с часами: каждый свободен в своих действиях, но заповеди Ишвары состоят в том, чтобы исполнять благие дела, а не дурные. Но вы неправы, говоря, что освобождение - это достижение рая и человек не может [самостоятельно] достигнуть освобождения, избавившись от грехов, ибо человеку, совращенному дьяволом, это не под силу. Потому что человек свободен... и, избавившись от пороков, вы можете милостью Параматмана достигнуть освобождения. И еще: Адам был изгнан из рая за то, что вкусил плод: если в этом состоит его грех и он был за него изгнан, то спрашиваю вас, стремящихся в этот рай: "Что вы там будете есть? Не будет ли это грехом? Не будете ли вы изгнаны из рая?" Поэтому ваше [понимание] нельзя признать правильным.

Ишвара в вашем понимании подобен человеку, то есть раз человек не наделен всеведением, вашего Параматмана [следует] признать таким же: оттого-то вы говорите о пророке и о свидетельстве. Но тогда уничтожается божественность Ишвары. А он всеведущ и потому не нуждается ни в пророке, ни в свидетельстве. Ему не нужен ничей совет, совет нужен для незнающих. Смотрите! По-вашему, получается, что Параматман несвободен, ибо без свидетельства или совета Иисуса Христа он никого не может наградить освобождением и сам ничего не ведает. В вашем понимании, знание Параматмана ограниченно, значит, он никак не может быть всесильным и всеведущим. Смотрите! Если он справедлив, то не может творить несправедливость из-за какого-нибудь совета или неискренних молитв, а если же он действует иначе, значит, его нельзя считать справедливым.

Когда вы говорите, что во владениях Ишвары есть ангелы, вы тем самым приписываете Ишваре много слабостей. Потому что [если это так], то Ишвара не является всепроникающим, ведь всепроникающий не наделен телом... Из этого непреложно следует, что он не обладает всемогуществом. Знание того, кто наделен телом, ограниченно... И тогда нужно признать, что он подвержен смерти и рождению. Нельзя никак согласиться с вашим пониманием, что "Ишвара находится в одном месте, а ангелы пребывают в его владениях". Иначе получается, что природа Ишвары ограниченна...

То, что священник сказал про кали-югу, неверно, ибо мы, арии, понимаем кали-югу иначе. Доказательство тому есть в "Айттарейя-брахмане": тот человек, что всегда творит адхарму и только на словах следует дхарме, тот в кали-юге; тот, кто творит дхарму и адхарму поровну, - тот в двапара-юге; творящий одну часть адхармы и три части дхармы - в трета-юге; тот же, кто творит дхарму постоянно, - в сатья-юге. Не зная этого, нельзя говорить истинно, потому что [суть в том], что творящий дурные дела никогда не может избавиться от страданий, тот же, кто говорит, что творит благие дела, может освободиться от страданий, в какой бы стране он ни жил.

Может или не может Ишвара дать освобождение своим почитателям, если они не верят в Иисуса Христа? Он может даровать спасение своим почитателям разными способами, никакие пророки ему не нужны... Да, поистине это так; когда в какой-нибудь стране Высший Пуруша, Параматман, открывает свое учение, люди освобождаются там от грехов, возрастает счастье, и [люди] становятся лучше. Это означает улучшение всего людского мира, в таком вероучении нет корысти. Смотрите! Арии были первыми [в мире], получившими поучение [Ишвары], и в те [давние] времена они самосовершенствовались. По самым разным причинам знание этого божественного поучения сейчас уменьшилось, но это [не означает], что появились недостатки в самом арийском учении, оно продолжает существовать от самого начала творения и до наших дней; учение во многом не ухудшилось. Смотрите! Споры между христианскими и мусульманскими общинами длятся на протяжении 1500 или 1800 лет, и в сравнении с этим то изменение к худшему, что наблюдается в учении ариев за 1 360 852 976 лет, незначительно. Изменения же к лучшему ваших единоверцев происходят совсем не из-за самого учения, а из-за парламента и тому подобных учреждений, если не было бы их, то само вероучение не привело бы к улучшению...

Отвечая мавлави: Неверно утверждать, что Ишвара делает то, что пожелает: он обладает всей полнотой знания и всегда следует высшей справедливости, а потому беспристрастен. Об Ишваре нельзя сказать: "Он делает то, что хочет", ибо это означает, что он способен сотворить и недоброе деяние, то есть от исполнения его желания может появиться зло. Ишвара приносит освобождение тому, кто [сам] творит свое освобождение. Он никому не дает освобождение без того, чтобы человек не сотворил его сам. Причина этого в том, что Ишвара не бывает несправедливым. [Если согласиться с тем], что Ишвара дарует счастье или страдание тому, кому сам пожелает, то надо будет приписать Ишваре несправедливость и другие пороки. Он никогда не поступает так. Как светить и обжигать заложено в природе огня и огонь не может проявить себя иначе, точно также и Параматман не может поступать пристрастно, поскольку это противоречит его природе как справедливого. Только Парамешвара испокон веков дарует спасение и никто иной. Ошибочно думать, что кроме него существует кто-либо еще. Нельзя будет достигнуть освобождения, если верить в существование какого-либо второго [Бога], потому что [если признать], что Ишвара нуждается в чьей-либо помощи для дарования [людям] освобождения или же приносит освобождение в зависимости от того, что ему кто-нибудь скажет, то [следует] признать, что Ишвара не свободен в даровании освобождения и, значит, не может быть Ишварой... Меня очень удивляет [суждение] о лишенном жизни Параматмане и приравниваемых к нему пророках, которые [якобы] могут давать людям освобождение... Парамешвара сам может даровать освобождение тому праведнику, который обеспечил себе освобождение собственными деяниями, [Ишвара] не нуждается в помощи. Помощь нужна человеку... [Ишвару] не ублаготворить не-истинным, он [не таков], чтобы, ублаготворившись не-истинным, творить несправедливость. Он всегда [обладает] истинной дхармой и истинной справедливостью и, преисполненый любви к своим почитателям, дарует им сообразно [их заслугам] освобождение, навечно оставляет их в вечном блаженстве, избавив их от страданий. В этом нет никаких сомнений.

* * *

Новый рассказ на сайте

Выложен новый рассказ... "Чего тебе?" называется. Он очень короткий, так что вы можете его прочитать не напрягаясь. Но только от объема не напрягаясь, а вот содержание...

Так же добавилось несколько текстов в раздел "Вайшнавские анекдоты"...

* * *


(с) Все права принадлежат сайту Gopal.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz