Организатор рассылки - сайт Gopal.ru
Посетите его разделы!


Проза
[Романы,повести]
[Рассказы]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[В. анекдоты]
[Программы]

Поэзия
[Стихи-2002]
[Стихи-2001]
[Стихи-2000]
[Стихи-1999]
[Стихи-1996]
[Стихи-1995]
[Стихи-1994]
[Песни]

Разное
Об авторе
С чего начать?
Что нового?
Гостевая
Вопрос-Ответ
Концепция сайта
Условные знаки
Схема сайта
Рейтинг
Форумы
Rambler's Top100

выпуск 12 ---"Литература для души"--- выпуск 12


Сегодня в номере:
- современная цивилизация - безумие
- обновления на сайте Gopal.ru


Афоризм выпуска:

* * *
Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства.
* * *
Станислав Лем

Безумие современной цивилизации

Я хочу представить вам отрывок из очень интересной книги. К сожалению, я не смог достать ее электронный вариант, поэтому пришлось повозиться со сканером...

Наша западная цивилизация давно доказала свою несостоятельность. Вместе с приобретением благ "прогресса" мы почему-то теряем настоящие ценности: теплые человеческие отношения, умиротворение, спокойствие, счастье. Об этом рассказывается в приводимом ниже отрывке из книги Бхакти Викаши Свами "Взгляд на традиционную Индию". Пожалуйста, обязательно прочитайте текст ниже. Может быть, это позволит вам глубже взглянуть на окружающую нас "цивилизацию", "культуру" и общество...

Однажды в 1993 году в Дубае, когда вместе с моим добрым другом Ранганатханом мы возвращались на машине с вечерней проповеднической программы, он начал рассказывать мне о своем детстве, которое прошло в Южной Индии, в деревне, где жили Шри-вайшнавы. Вдохновленный моим вниманием, он продолжал говорить, даже когда машина остановилась у моего подъезда, а когда я наконец вышел из нее, было уже далеко за полночь. Я лег спать с мыслями о том, какой счастливой была жизнь людей в то время. Я подумал, что даже сейчас люди могли бы жить так же счастливо.

В моей памяти стали всплывать события тех лет, что я провел в Индии и Бангладеш. Проповедуя сознание Кришны, я объехал весь индийский субконтинент и познакомился с его разнообразными культурными традициями.

Часто останавливаясь в домах благочестивых и образованных индусов, я постепенно стал понимать, что такое настоящая культура. Я начал вспоминать тех многочисленных носителей этой культуры, с которыми познакомился, путешествуя по Индии, - людей, являющихся живым примером умирающего образа жизни. Эти воспоминания натолкнули меня на мысль написать книгу, в основу которой легли бы беседы с этими людьми. Я захотел передать атмосферу жизни старой Индии и показать, какой она могла бы и должна быть сейчас. Я стал размышлять над тем, в чем ошибка современного общества, вставшего на путь технологического прогресса, в чем оно уступает традиционным культурам и каковы вообще критерии цивилизованности общества.

Первейшая задача просвещенного, цивилизованного общества - предоставить людям возможность максимально развить свой духовный потенциал. По-настоящему цивилизованное общество не ограничивается стремлением к эфемерному счастью в виде удовлетворения насущных потребностей в пище, сне, совокуплении и защите - все это доступно даже животным. Цивилизованным человеческое общество можно назвать только в том случае, если в его основе лежит стремление постичь природу Бога, вселенной и смысл существования живых существ.

Духовно развитые культуры всегда руководствовались реалистичным взглядом на жизнь, уделяя внимание всем сторонам жизни человека - его телесной, умственной, интеллектуальной и духовной деятельности - при этом особо подчеркивалась ответственность каждого человека перед остальными членами общества. А поскольку существование человека неразрывно связано и напрямую зависит от окружающей среды, в традиционных аграрных цивилизациях следовали принципу жизни в согласии с природой и уважительного отношение ко всему живому. Люди старались брать у природы ровно столько, сколько им было необходимо, и возвращать все, что было взято.

В традиционном обществе человек удовлетворял свои насущные потребности естественным образом, не нанося вреда природе. Чтобы материально себя обеспечить, ему не нужно было прилагать излишних усилий. Не было индустриальных комплексов, производящих бесконечное многообразие бесполезных вещей - аксессуаров искусственной жизни. Не было огромных торговых центров для сбыта всех этих излишеств. Не было и рекламной индустрии, навязывающей людям то, что им совершенно не нужно. Экономика основывалась на реальных, а не на искусственных потребностях. Торговля была ограниченной и, главным образом, бартерной - по принципу "товар на товар". Как следствие этого не было рынка акций, экономических кризисов, валютных спекуляций, урезаний бюджета, инфляции, массовой безработицы и забастовок.

Основными жизненными потребностями - пищей, одеждой, строительными материалами и топливом - людей обеспечивала земля. Хлопчатобумажную ткань изготавливали дома. В каждой деревне был гончар, который снабжал всех жителей посудой. В более крупных деревнях имелась кузница, где изготавливались простые орудия сельского хозяйства, кухонная утварь, бритвы (одной бритвой мужчина пользовался всю жизнь) и другие необходимые в хозяйстве предметы из металла, который либо выменивали, либо использовали вторично. Веревки плели из гибких волокон местных растений: кокоса, джута и льна. Воду брали из рек, колодцев и прудов. Не было необходимости в сложной системе водоснабжения, в канализации, туалетах и водопроводных кранах. Никто не страдал от отсутствия электричества - люди обходились без сложных бытовых приборов, используя для освещения светильники с растительным маслом собственного изготовления. В летнюю жару люди обмахивали себя веерами из бамбука, а в зимний холод спали под несколькими одеялами и грелись у костров. Лекарства, косметика и красители изготавливались дома из растений. В мебели также не было необходимости, поскольку люди сидели, ели, готовили, учились и спали на полу.

Ведя такой естественный, первозданный образ жизни, люди отличались добродетельностью и душевной простотой. Они не испытывали сильных негативных эмоций. Горечь, депрессия и подобные чувства были им практически неведомы. Они довольствовались тем, что имели, а жизненный успех измеряли не количеством материальной собственности, а умением не зависеть от нее. Поэтому жизнь их была простой и естественной, приносила внутреннее удовлетворение и способствовала развитию таких качеств, как честность, уважение к окружающим, доброта и т.п.

Разумеется, деревенская жизнь сама по себе не является залогом внутреннего покоя и духовной мудрости. Некоторые деревенские жители продвинуты духовно не больше собак и буйволов, среди которых живут. Что касается горожан, которые переселяются в деревню, чтобы избавиться от кошмара городской жизни, то им тоже не на что рассчитывать, поскольку суетность и проблемы следуют за ними по пятам. В конце концов, материальный мир по своей природе исполнен страданий. И где бы ни жил человек - в городе или в деревне - без осознания Бога его жизнь ничем не лучше жизни животного.

И все же простая жизнь на земле куда более способствует развитию сознания Бога, нежели жизнь в усложненном урбанистическом обществе. Тому, у кого есть глаза, чтобы это видеть, все в природе напоминает о Боге. Вот почему издавна святые мудрецы предпочитали жить вдалеке от городской суеты. Вдыхая свежий воздух и утоляя жажду чистой водой, они могли мирно размышлять о Господе, как о причине и опоре всего сущего.

В индустриально развитом обществе люди далеки от такого безмятежного существования. Жизнь в современных городах оторвана от первоисточника и искусственна. Горожане, даже если это люди верующие, имеют весьма скудное представление о взаимосвязи человека, Бога и природы. Они считают, что пища берется из магазина, свет - из выключателя, а здоровье - из таблеток. Международные корпорации истощают природные ресурсы, заставляют людей работать на заводах и сбывают им всевозможный хлам. Индустриализация и потребительский дух превращают людей в эгоистичных, невежественных и грубых материалистов. Светская система образования внушает людям идею о том, что человек - хозяин своей судьбы, а природа - это довесок прогресса - дикий зверь, которого необходимо взнуздать и подчинить себе.

Однако, несмотря на весь технологический прогресс и экономическое развитие, городские жители не имеют элементарной возможности питаться свежей пищей. Что уж говорить о спокойной жизни и удовлетворенности. Миллионер, живущий в роскошных апартаментах со всеми современными удобствами, не может, в отличие от простого деревенского жителя, насладиться вкусом свежих овощей. В современных городах питьевую воду приходится покупать, потому что вода из крана представляет собой неоднократно использованные сточные воды, обработанные химикатами. Но даже минеральная вода в бутылках не имеет свежести и вкуса воды из чистой реки или колодца.

Жители больших городов стараются провести выходные на природе, чтобы просто подышать свежим воздухом, но в деревне между "воздухом" и "свежим воздухом" разницы нет. Какая же это отвратительная цивилизация, которая заставляет людей ютиться в перенаселенных, наводненных преступностью и вредных для здоровья городах, работать на ужасных и опасных фабриках и при этом дышать отравленным воздухом и есть ядовитую пищу.

Горожане, которым не приходится много ходить, носить воду или работать в поле, склонны смотреть свысока на деревенских жителей, считая их отсталыми и примитивными. Но несмотря на все свои современные удобства, они вынуждены прибегать к искусственным физическим нагрузкам, чтобы избежать болезней вроде диабета или геморроя.

Такая искусственная жизнь порождает искусственных людей, которые под внешней улыбкой скрывают внутреннюю пустоту. На современного городского жителя постоянно обрушивается поток информации, рекламы и так называемых развлечений. Но ничто не может восполнить его духовную и эмоциональную пустоту. Хотя ему трудно представить свою жизнь без телевизора, автомобиля и всевозможных излишеств, это засилье техники едва ли может дать ему умиротворение.

Большинство деревенских жителей стран "третьего мира" и по сей день поднимаются на рассвете, весь день работают в поле и редко когда выезжают за пределы своей деревни. И все же, несмотря на внешнюю бедность, они зачастую удовлетворены в большей степени, чем те, кто имеет много денег. Как правило, такие люди более эмоционально уравновешены, чем те, кто, стараясь "шагать в ногу со временем", лишает себя простого счастья мирной семейной жизни и теплого людского общения.

В наше время во всем мире сельская жизнь находится под угрозой. Постоянно растущие запросы потребительского общества быстро превращают планету в единый гигантский урбанизированный мегакомплекс. Традиционные культуры планомерно уничтожаются, общечеловеческие ценности сводятся на нет, а положение человека низводится до положения винтика в огромном экономическом механизме. Земледелие потеряло свое очарование, превратившись в "агробизнес". Цивилизация наступает, вытесняя здравомыслие.

Современная жизнь представляет собой раболепное преклонение перед объектами чувственных удовольствий. Люди бездумно тратят жизнь в погоне за богатством, роскошью, властью и плотскими наслаждениями, хотя все это еще никому не принесло счастья. Похоть, жадность и гнев считаются неотъемлемыми качествами каждого человека. Людей постоянно вынуждают держаться в рамках глупых идеалов, навязанных рекламой и индустрией развлечений. Осознанно или подсознательно, люди стараются соответствовать одному из образов, выдуманных на киностудии. Изо всех сил пытаясь быть кем- то иным, они забывают, кто они на самом деле. Ради того, чтобы "быть впереди", они готовы на все. К сожалению, им неведомо то, что ждет их там, "впереди".

В "Бхагавад-гите" Господь Кришна называет похоть, жадность и гнев тремя вратами, ведущими в ад. Современные люди отказываются верить в ад, но в то же время собственноручно творят ад на земле. Их жизнь хаотична, беспокойна, нездорова и греховна. Их желудки наполнены высококалорийной пищей и трупами животных. Они теряют доверие даже к своим супругам, детям и родителям. Их система ценностей поставлена с ног на голову. Они гордятся небоскребами и быстрыми машинами, но их умы так обеспокоены, что они не в состоянии уснуть без снотворного. Достижения, которыми они так гордятся, - всего лишь приманка, заставляющая их гнуть спины в надежде ублажить свои чувства. Набивать желудок плотью и одурманивать себя алкоголем для современного "цивилизованного" человека - в порядке вещей. Люди живут в воображаемом мире секса, насилия и бессмысленного спорта. Психозы, неврозы, растление малолетних, гомосексуализм, разводы, угроза ядерной катастрофы - все это стало частью повседневной жизни.

В современном обществе практически не осталось настоящей духовной культуры, ведущей к осознанию Бога. Материалистическое мировоззрение так сильно укоренилось в сознании людей, что тяга к трансцендентному знанию не только не приветствуется, но вообще не принимается в расчет даже ведущими интеллектуалами. С убийством миллионов животных свыклись настолько, что оно безнаказанно продолжается год за годом. Правительство не просто узаконило, но всячески поощряет разводы, применение контрацептивов, аборты и гомосексуализм. Безбожное общество так опустилось, что о его моральной деградации можно написать тома книг. Кратко все это можно охарактеризовать одним словом: безумие.

Английский историк, Сэр Арнольд Тойнби, отмечал: "Причина болезни [общества] духовна. Мы страдаем из-за того, что продали души свои ради достижения целей недуховных и неосуществимых. Нам следует пересмотреть свои цели, иначе не видать нам мира ни в обществе, ни в своем собственном сердце".

О вреде, который человек причиняет себе и другим живым существам во имя так называемого прогресса, написано немало книг. Более разумные жертвы-соучастники этой катастрофы пытаются искать выход из тупика, в который человек завел себя и свою планету. Находятся и те, кто обращает свои взоры на традиционные культуры и ценности, некогда отвергнутые как примитивные и бессмысленные.

Некоторые говорят о необходимости "возвращения к природе", не ведая, что большинство населения мира никогда не отдалялось от нее. К примеру, если на улице одного из американских городов появится бычья повозка, ее, скорее всего, станут фотографировать для местной газеты. Кроме того, хозяину, вероятно, придется получить разрешение от полиции на нахождение быков в городе. Тогда как в большинстве районов Индии бычьи повозки столь же распространены, как и их отвратительная, ревущая и совсем не достойная замена под названием трактор.

Изначальная культура Индии называлась ведической (поскольку была основана на ведических писаниях). Веды представляют собой огромный объем знания, включающего в себя все аспекты - от астрономии и математики до архитектуры, экономики, военного дела и даже половых отношений. Суть ведической культуры - поиск освобождения от рождения и смерти. В основе этого поиска лежит глубокая метафизическая философия, а кульминацией его является обретение любви к Богу. В Индии религия никогда не считалась "одной из сторон жизни". Религия была самой жизнью. Жизнь целиком была направлена на достижение трансцендентной цели. Хотя верность религии присуща многим народам мира, народ Индии в этом отношении намного превосходит всех остальных.

К сожалению, за последние несколько столетий в ведическую культуру вторглось множество неведических представлений. Изначальная культура постепенно видоизменялась, размывалась и загрязнялась, пока наконец не превратилась в то, что сегодня называют индуизмом. Тем не менее даже те малые остатки изначальной культуры Индии, что сохранились до сих пор, представляют огромную ценность и могут быть использованы.

Следы былых традиций живы в Индии и по сей день. Вот перед нами пастух из Саураштры, опирающийся на резной деревянный посох, в башмаках причудливого фасона с загнутыми кверху острыми носами, с не менее причудливо закрученными усами, в гигантском тюрбане, представляющим собой пятидесятиметровый кусок белой окаймленной материи, закрученной вокруг головы. А вот его сынишка окликает по имени каждую корову в своем стаде и подзывает их игрой на флейте. Вот мимо нас проходит небольшая группа паломников, держащих путь в одно из святых мест. Их маршрут по святым землям протянулся, возможно, на тысячу километров. В пути они поют бхаджаны, принимают подаяния от благочестивых людей, а в полдень останавливаются на привал, чтобы приготовить чапати на костре из веток и листьев. За ними - группа деревенских женщин, направляющихся за водой к ближайшему колодцу или реке в нескольких километрах от деревни. Медные горшки, поставленные один на другой, возвышаются у них на головах. Разноцветные одежды вторят лучам утреннего солнца. Из-под сари едва видны толстые серебряные ножные браслеты. Браслеты на руках позвякивают в такт iij движениям. Они весело шагают вперед, с детской непосредственностью распевая песни о Кришне.

Однако суть индийской культуры кроется намного глубже ее внешних проявлений. В ее основе - тонкая духовная философия, недоступная тем, кто не готов проникнуть в ее хитросплетения. Другим препятствием для ее понимания является негативное отношение западных ученых, которые на протяжении двух столетий представляли индийскую культуру и религию в искаженном свете.

Чтобы оправдать свое насильственное господство над Индией (которое они называли "окультуриванием дикарей"), европейцы повесили на ее великое наследие ярлык массового суеверия. Примером этому служит книга "Индуистские обычаи, традиции и обряды", написанная Абби Дюбуа, французским миссионером, жившим на юге Индии в конце XVIII - начале XIX века. Дюбуа тщательно исследовал жизнь индийского народа и настолько интересно изложил ее на 770 страницах своей книги, что ее тиражи расходятся и по сей день. Однако Дюбуа был религиозным фанатиком, поэтому видел лишь глазами, а не сердцем. Он близко общался с людьми, но внутренне относился к ним с полным презрением. Единственной надеждой для индийцев, по его мнению, было не просто обращение в христианство, но полное принятие западного образа жизни и отказ от исконных традиций.

Убежденный христианин, Дюбуа едва ли мог предвидеть, что жители Запада станут куда большими варварами, чем те язычники, которых он пытался цивилизовать. Несмотря на это, у западного человека не убавилось энтузиазма великодушно навязывать нецивилизованным народам свой последний фетиш в форме науки и технологии.

* * *

Новое на сайте

На недавно появившейся страничке хокку, добавлено несколько новых. Вот парочка из них:

* * *
Городские огни
Мигают и гаснут.
Иллюзия жизни.
* * *

Мечется ум
В тесной клетке.
Беспомощный.
* * *

Кроме того добавлено несколько "этюдов" в раздел "Вайшнавские анекдоты". Вот один, очень жизненный для многих наших храмов:

Президент храма собирает брахмачари и говорит:

- У меня две новости: хорошая и плохая...

- Какая хорошая?

- Мы наконец справились с задолженностью по аренде храма.

- Ура!.. А плохая?

- У нас только двадцать четыре часа, чтобы покинуть помещение...


(с) Все права принадлежат сайту Gopal.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz